Зарядное для гелевых аккумуляторов. Как сделать зарядное устройство для гелевого аккумулятора своими руками Самодельное зарядное для гелевых аккумуляторов

В этом разделе нашего каталога представлены зарядные устройства для гелевых аккумуляторов от ведущих мировых производителей. Мы предлагаем Вам эти приборы по более чем разумным ценам - сделав покупку в нашей компании, Вы примете верное решение!

Нюансы зарядки гелевых АКБ

Гелевые аккумуляторы обладают внушительным рядом преимуществ, однако у них есть и минусы, и один из них - сложность зарядки.

Традиционные зарядные устройства для AGM-аккумуляторов ни в коем случае нельзя использовать для подзарядки гелевых АКБ по нескольким причинам:

  • Перегрев гелевого аккумулятора в ходе подзарядки недопустим. Нагревание гелевого электролита приводит к расслоению пластин, а вследствие этого - к бесповоротному выходу батареи из строя. Защитить электролит от перегрева может только специализированное зарядное устройство 12в для гелевых аккумуляторов.
  • Перезаряд также губителен для таких АКБ. Прекратить подзарядку сразу после достижения максимально допустимого напряжения практически невозможно. Поэтому зарядное устройство должно отключаться автоматически
  • Сила тока должна быть ограничена. Сила тока в зарядках для AGM-аккумуляторов слишком высока для их использования с гелевыми АКБ.

Это - далеко не все особенности гелевых батарей, за которых их невозможно заряжать с помощью стандартных ЗУ.

Особенности зарядных устройств для гелевых аккумуляторов

Все зарядные устройства для гелевых аккумуляторов обладают следующими функциями:

  • Многократное измерение силы тока аккумулятора в ходе подзарядки
  • Обязательные паузы в работе устройства после прохождения каждого этапа зарядки - для предотвращения перегрева батареи
  • Использование в ходе подзарядки АКБ тока разной силы - благодаря этому зарядка гелевых аккумуляторов с помощью таких устройств сочетает в себе скорость и безопасность.

Выбор зарядного устройства

Прежде чем покупать зарядку для гелевых аккумуляторов, необходимо узнать, оснащено ли устройство элементами для:

  • Регулировки силы тока на АКБ
  • Контроля нагрева АКБ
  • Автоматического переключения силы тока заряда
  • Кроме того, зарядка гелевых аккумуляторов 12в должна работать в довольно широком температурном диапазоне.

У нас Вы можете купить зарядное устройство для гелевых аккумуляторов, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. При необходимости мы готовы предоставить Вам подробную консультацию по выбору устройства, причем наш специалист посоветует Вам не самое дорогое ЗУ, а то, которое идеально подойдет Вам.

Хотите сделать подзарядку аккумулятора безопасной, быстрой и качественной? Приобретите надежное зарядное устройство в нашей компании!

Сейчас в магазинах авто- и мототехники все чаще встречаются гелевые аккумуляторы. Особенно популярны они для скутеров. Покупая такой аккумулятор, многие сталкиваются с тем, что не знают, как обслуживать эти батареи. Часто пытаются обслуживать их обыкновенными зарядными устройствами для кислотных АКБ. А ведь делать этого категорически нельзя. Сегодня мы узнаем все о гелевых АКБ для скутеров, а также рассмотрим, как и чем осуществляется зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов.

Для чего нужны АКБ

Когда мотор запущен, ток в бортовой сети производится от генератора. Последний связан со шкивом коленчатого вала. Чем больше оборотов, тем быстрее заряд. Однако, если двигатель заглушить, генератор не будет вырабатывать ток.

Чтобы напряжение бортовой сети не падало, в автомобилях и скутерах используются аккумуляторы. Именно благодаря им производится запуск двигателя при еще неработающем генераторе. АКБ бывают разных типов. Раньше часто использовались свинцово-кислотные устройства. Но в последнее время большую популярность обрели кальциевые и гелевые аналоги. Они немного отличаются от классических свинцовых, поэтому нужно знать, как их правильно обслуживать.

Как появились

Разрабатывать данные АКБ начали не просто так. Изначально они использовались для военной техники, а именно в авиации. Дело в том, что применять обычные кислотные батареи в этих условиях невозможно. Авиатехника постоянно меняет положение. Батарея испытывает огромные перегрузки. Все это не самым лучшим образом влияло на И вот власти США поставили перед учеными серьезную задачу - разработать такую батарею, которая бы могла сохранить в себе все функции обычного аккумулятора и при этом нормально работать в экстремальных условиях. Гелевые АКБ подходили для этих условий как нельзя лучше. Сейчас они активно используются не только на вооружении, но и в абсолютно гражданских целях - на автомобилях, мотоциклах и скутерах.

Устройство гелевой батареи

По своему устройству данные аккумуляторы мало чем отличаются от свинцово-кислотных. В их электролите содержится специальная присадка, за счет которой и образуется гель. Существуют два типа батарей:

Они различаются в зависимости от технологии изготовления.

AGM-батареи

AGM - это самое обыкновенное стекловолокно, которое находится между положительной и отрицательной свинцовой пластиной. В нем имеется гель-электролит. Сам электролит - это традиционная кислотная жидкость. Но в этом случае она помещена в специальный стекловолоконный сепаратор, за счет которого она не растекается. Так, батарею можно эксплуатировать в любом положении. К тому же эти аккумуляторы полностью безопасны для организма. Любые пары и газы, которые образуются в результате химических процессов, надежно удерживаются в порах стекловолокна.

Эти гелевые батареи являются бюджетным решением. При этом срок их эксплуатации составляет около 5 лет. И это не предел - если зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов такого вида проводились правильно, то АКБ не теряет своих характеристик в течение десяти лет и более. Стандартная батарея способна выдержать до 200 циклов при глубине разряда в 100 %.

GEL-аккумуляторы

АКБ, изготовленные по этой технологии, имеют достаточно высокий циклический ресурс. В некоторых случаях при условии правильного обслуживания способны выдержать до 800 циклов зарядки/разрядки без потери емкости. Но необходимо знать, как заряжать гелевый Способы предусматривают наличие специального устройства. Только так батарея сохранит свой ресурс.

GEL - это не гелий, как может показаться, а именно гель. В данном случае роль сепаратора выполняет силикагель, которым заполнена свободная полость еще в процессе производства. После того как силикагель достаточно застынет, вещество перейдет в твердое состояние. В нем образуются поры, где будет находиться электролит в виде геля.

За счет силикагеля между пластин такие батареи защищены от осыпания. Это отлично сказывается на ресурсе. И даже больше - данное решение помогло существенно улучшить общие параметры гелевых аккумуляторов. И пускай номинальный ресурс батарей типа GEL практически не отличается от срока службы AGM-аккумуляторов, но число циклов здесь значительно выше. Стандартная GEL-батарея способна выдержать на 20 % циклов больше при максимальной глубине разряда.

Преимущества гелевых АКБ для скутеров

Она очень надежная. АКБ не теряет своих характеристик даже при условии максимального разряда. После зарядки аккумулятор способен восстановиться в полной степени, в то время как кислотная АКБ потеряет часть полезной емкости без возможности восстановления характеристик. За счет специфических особенностей батарея способна выдавать высокие пусковые токи. Если зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов выполняется по всем правилам, то эта АКБ способна выдержать значительно больше циклов, чем традиционный аккумулятор.

АКБ можно эксплуатировать в любом положении, в том числе и на боку. Так как гелевая батарея является фактически необслуживаемой, то использовать ее можно сразу же после приобретения. Отсутствует какая-либо необходимость в предварительном заряде. При повреждении корпуса аккумулятора он не изменит своих характеристик. Корпус здесь не является главной емкостью для электролита. В его функции входит только защитить твердое тело. Ну и наконец, это один из наиболее безопасных типов аккумуляторов для автомобилей, скутеров и мотоциклов.

Минусы гелевых батарей

Как гласят отзывы, недостатков немного, и они обусловливаются лишь некоторыми особенностями в электрическом оборудовании скутеров. Гелевые АКБ требуют очень точных параметров тока и напряжения в процессе заряда. Не всегда такие характеристики можно получить на мототехнике. Но это отнюдь не противопоказание. Просто необходимо принимать во внимание и знать, как заряжать гелевый аккумулятор для скутера. Второй недостаток - это цена. Стоимость гелевых моделей выше, чем кислотно-свинцовых аналогов. Однако в рамках небольших устройств разница в цене не так высока.

Особенности обслуживания

Нужно помнить, что для зарядки понадобится специальное оборудование. Оно должно быть предназначено только для гелевых батарей. Конечно, сейчас эти ЗУ найти не так-то и просто. Гелевые батареи еще не сильно распространены. Не каждый сервисный центр занимается обслуживанием. Зарядка и обслуживание гелевых аккумуляторов должны проводиться пару раз в год. Самое главное, чтобы процесс был доведен до конца.

Если батарею отключить от устройства раньше, то она может терять емкость, а процесс восстановления довольно проблематичен. АКБ имеют эффект памяти. Если же говорить о времени, которое займет операция, то необходимо делить емкость АКБ на зарядные токи. Число и будет примерным количеством времени. Возьмем, к примеру, 7 Ач гелевый аккумулятор. Зарядка и обслуживание его займет примерно 10 часов. Это при условии номинальной силы тока в 0,7 А.

Особенности зарядки

Самое основное и важное правило, которого нужно придерживаться в процессе зарядки гелевых АКБ, - это соблюдение максимальных величин подаваемых напряжений. Если превысить допустимую границу, батарея просто выйдет из строя.

Чаще всего в документации, которая прилагается к любой АКБ, производитель указывает, как зарядить гелевый аккумулятор, пороговые напряжения и допустимые. Зачастую последний параметр находится в диапазоне от 14,3 до 14,5 В. Также учитывайте, что АКБ данного типа могут долго лежать в разряженном до нуля состоянии. Но если на батарею подать слишком высокие напряжения, электролитический гель начнет выделять огромное количество газов. В результате батарея просто вздуется.

О зарядке гелевых АКБ для скутеров

Считается, что лучше всего обслуживать АКБ раз в три месяца. Вначале полностью разряжают гелевый аккумулятор. Зарядка и обслуживание предполагает полный разряд с помощью лампочки. Определить, что батарея села, можно по красному свечению индикатора. Теперь что касается процесса зарядки. Сила тока должна быть не выше чем 1/10 от фактической емкости батареи.

Если это правило нарушить, то срок эксплуатации АКБ существенно уменьшится. Токи в процессе должны быть как можно меньше. Это самым лучшим образом повлияет на гелевый аккумулятор, и его зарядка будет качественной. Если ток в АКБ для скутера составляет 7 Ач, то максимальная сила тока не должна превышать 0,7. Что касается необходимого времени, то выше уже указано, что потребуется около 10-11 часов. Но нужно сказать, что наиболее оптимальный вариант, как заряжать гелевый аккумулятор для скутера, - это пониженные силы тока вполовину. В нашем случае этот параметр будет составлять 0,35 Ач. Пусть это одновременно и увеличит необходимое время, но АКБ зарядится практически без потерь. Да и ресурс АКБ не сократится.

О выборе ЗУ

Как известно, зарядка гелевых аккумуляторов с помощью традиционных устройств может сильно навредить ей. Поэтому необходимо разобраться в характеристиках ЗУ для гелевой АКБ. При выборе следует учесть тип батареи. Так как конструкция АКБ довольно специфическая, а конечное напряжение у аккумуляторов разное, то высокие напряжения, которые допустимы для АКБ AGM-типа, могут стать причиной закипания электролита.

Параметры температурной компенсации в конкретных ЗУ должны соответствовать значениям, которые требуются для конкретных батарей. Если термической компенсации нет, то это будет вызывать переразряд, а затем и сокращение сроков эксплуатации АКБ. Также необходимо, чтобы ЗУ выдавало корректные напряжения. Перед тем как зарядить гелевый аккумулятор, следует помнить, что батарея очень чувствительна к резким изменениям токов. Поэтому процесс должен выполняться только под строго определенными напряжениями. Также при выборе ЗУ учитывают и стадии заряда. Если взять свинцовую АКБ, то процедура делится на три этапа. На первом выполняется зарядка постоянными токами при растущем напряжении. Затем напряжение постоянное и при этом понижается вдвое. И далее заряженная батарея поддерживается низким постоянным напряжением и минимальной силой тока.

Заключение

Зная эти параметры, как говорят пользователи, можно успешно использовать гелевые аккумуляторы для скутеров. Обслуживание, зарядка не представят никаких сложностей. При правильном и хорошем уходе данная АКБ прослужит очень долго.

Уже не первый год в автомобильных магазинах нашей страны можно встретить большой ассортимент гелевых аккумуляторов. Этот тип батарей имеет много преимуществ по сравнению с электролитными аккумуляторами. В частности, они могут отдавать более мощный ток независимо от степени разряда. Это особенно важно для запуска автомобиля в холодное время года. Преимущество гелевых аккумуляторов заключается в том, что они могут отдавать энергию вплоть до разрядки 25%.

Преимущества гелевых аккумуляторов

Батарея такого типа относится к категории необслуживаемых, поскольку здесь нет обычного электролита, а вместо него используется специальный гель. Он не вытечет ни при каких обстоятельствах, даже если перевернуть батарею вверх ногами. Срок эксплуатации гелевых аккумуляторов также выше, чем электролитных. Как правило, он достигает 14 лет. Хотя такая длительность службы была рассчитана для работы в идеальных условиях, которые в реальности не встречаются. Срок эксплуатации устройства зависит от многих параметров, среди которых наибольшую роль играет:

  • качество тока;
  • температура;
  • влажность окружающего воздуха.

Поэтому, в реальных условиях срок службы не превышает 11 лет, что, в принципе, тоже можно считать отличным показателем по сравнению с традиционными аккумуляторами.

Особенности зарядки гелевых аккумуляторов

Важная особенность, которой отличается зарядка гелевого аккумулятора, - небольшой ток саморазрядки. Это говорит о том, что батарея, заряженная на 100%, может храниться длительное время без подключения. То есть, даже через год простоя, заряд аккумулятора уменьшится не более чем на 20%. Все это стало возможным благодаря применению современных технологий.

Для изготовления гелевых аккумуляторов как своими руками, так и фабричным способом, используются сверхтолстые свинцовые электроды повышенного качества. Кроме того, в процессе изготовления применяется очищенная серная кислота и различные дорогостоящие материалы. Понятно, что подобный состав делает гелевые батареи куда более дорогими, чем кислотно-свинцовые. В то же время, учитывая отменные эксплуатационные характеристики этого устройства и его длительный срок эксплуатации, гелевые аккумуляторы можно считать выгодным приобретением. Среди компаний, производящих такие батареи для автомобилей, наибольшей популярностью пользуется EXIDE, AGM и BOSCH.

Обычная зарядка позволяет восстановить емкость батареи практически до первоначального объема. Новые модели гелевых аккумуляторов выдерживают до 1000 циклов зарядки и разрядки. Принципы обслуживания гелевых аккумуляторов в определенной степени отличается от принципов эксплуатации традиционных электролитных батарей. Для работы такого аккумулятора понадобиться специальное зарядное устройство, специально разработанное для этого типа энергоносителей.

Как выбрать зарядное устройство для гелевого аккумулятора

Выбирая зарядное устройство для гелевых аккумуляторов своими руками, необходимо учитывать ряд основных параметров.

    Тип аккумулятора

В основном, на отечественном рынке представлены зарядные устройства, которые применяются для жидко-кислотных батарей. Это оборудование категорически не рекомендуется использовать для зарядки гелевых аккумуляторов, так как этот вид батарей имеет другое конечное напряжение заряда. Также стоит отметить, что необслуживаемые аккумуляторы такого типа приспособлены для низкого напряжения. Поэтому их зарядка более высоким напряжением приведет к выкипанию электролита и уменьшению срока эксплуатации прибора.

    Возможность менять ток заряда

Это очень важная функция для зарядного устройства, так как она позволяет уменьшать силу тока там, где это необходимо, чтобы не приносить вред аккумулятору. На низкой силе тока батарея будет дольше заряжаться, но это никак не навредит ей.

    Функция температурной компенсации

Рекомендуется выбирать зарядное оборудование, которое обладает функцией температурной компенсации или даже выносным температурным датчиком. Это нужно для того, чтобы предотвратить перегрев батареи при зарядке и увеличить срок ее эксплуатации.

    Поддержание корректного напряжения

Зарядка гелевых аккумуляторов должна производиться только под определенным напряжением, которое в основном составляет 14,2 вольта. Однако для правильной подзарядки этот параметр лучше уточнить из инструкции. Нужно избегать устройств, выдающих некорректное напряжение как во время заряда, так и в буферном режиме.

    Наличие нескольких этапов заряда

Для эффективной зарядки гелевых аккумуляторов желательно приобрести устройство, которое будет разделять эту процедуру на три этапа. На первом этапе осуществляется зарядка постоянным током с увеличением напряжения, на втором этапе - постоянным напряжением с уменьшением тока, а на третьем - поддержание заряда минимальным током и постоянным напряжением.

    Рабочий диапазон температур

Большинство моделей зарядного оборудования работает с температурным диапазоном от 5 до 40 градусов по Цельсию. Как правило, чем выше диапазон температур, тем выше качество прибора. Особенно расширенный температурный диапазон полезен в том случае. Если вы собираетесь осуществлять зарядку батареи в местах с невысокой температурой, например на балконе или в плохо утепленном гараже.

    Возможность регулировки скорости вентилятора

Функция регулировки скорости вращения вентилятора особенно полезна в том случае, если зарядное устройство планируется эксплуатировать дома. Тогда подобный механизм позволит уменьшить уровень шума от прибора.

Особенности и преимущества зарядки гелевых аккумуляторов 12в

Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов 12в относится к приборам нового поколение. Оно отличается компактностью, легкостью и многофункциональностью. Кроме того, такой прибор имеет специальную защиту от неправильного подключения, автоматическую систему контроля и индикаторы режимов зарядки. Его можно использовать практически в любых условиях и в любом положении. Впрочем, для удобства эксплуатации желательно располагать зарядное устройство в горизонтальном положении на специальных резиновых подставках.

Для подключения в 220-вольтную сеть здесь используется стандартный провод питания, который используется в персональных компьютерах. На аккумулятор энергия подается через два черных проводника, которые на конце имеют разъемы типа крокодил. Несущий провод при этом имеет положительный потенциал, поэтому на нем закрепляются красные изолирующие накладки. Проводник, имеющий отрицательный потенциал, отличается черными изолирующими накладками.

Важным преимуществом зарядки гелевых аккумуляторов 12в считается наличие электронной системы защиты от неправильного подключения. Отличительная особенность такого устройства - это наличие нескольких режимов зарядки, которые переключаются при помощи специальной кнопки MD.

В настоящее время гелевые аккумуляторы нельзя считать очень популярными, даже несмотря на их преимущества. Это связано с их относительно высокой ценой, а также со сложностью эксплуатации. Впрочем, как видно из нашей статьи, зарядка таких батарей своими руками не представляет собой ничего сложного и требует использования качественного зарядного оборудования. Это позволит продлить срок службы гелевых аккумуляторов и сохранить их технические характеристики.

Новые технологии шагают по миру. Наверное скоро старые свинцовые батареи совсем сойдут на нет, их заменят AGM или GEL аккумуляторы. Но так ли идеальны эти новинки? Ведь минусов у них также предостаточно особенно у «гель» версии – из них самый основной это его зарядка. Если с все более или менее понятно, то вот как дело обстоит с более продвинутым собратом. Сегодня решил написать статью – как заряжать гелевый аккумулятор, будет интересно читайте …


Знаю эта тема волнует многих автомобилистов, которые хотят уйти от свинцово-кислотных АКБ и поставить себе «новые технологии» под капот (повторюсь это не одно и тоже). Также хочется напомнить что гелевый аккумулятор от слова «ГЕЛЬ» а не гелий (ГАЗ), нужно усвоить для понимания чтобы не путали.

В самом начале вспомним строение.

Пару слов о строении

Не хочу сейчас размусоливать – давайте вспомним основные аспекты:

  • В таких АКБ также 6 изолированных банок (отсеков) как и в обычных кислотных. Каждая банка выдает около 2,1 Вольта, общее напряжение 12,6 – 12,7В
  • В строении пластин применяется , поэтому сопротивление намного ниже чем у обычных батарей. А это способствует быстрому заряду и разряду. Поэтому пусковые токи могут доходить до 1000 Ач.
  • Вместо , пластины запечатаны в специальный гель, он является удерживающим элементом для электролита (запечатывает его внутри), а также выступает диэлектриком (не дает пластинам с разными полюсами замкнуть). Еще один положительный момент – гель на заводе заливают жидким, после он становится в виде жесткой массы, она обволакивает пластины и не дает им осыпаться – поэтому такие АКБ устойчивы к .
  • Батарею можно ставить хоть набок хоть вверх ногами (главное — не замкнуть клеммы), электролит не вытечет, внутри АКБ есть своя атмосфера (она запечатана), корпус разрушать не желательно. По этой же причине выкипание электролита невозможно!
  • Не так сильно боится холода, конечно у него есть нижняя граница, но она в пределах – 50 градусов, что в средней полосе встретить сложно.

В общем просто чудо аккумулятор, выдает большие токи, не разряжается в мороз, доливать электролит не нужно и т.д. Но в чем его «Ахиллесова пята», где слабые места?

Как нужно заряжать

Уже в стоимости – стоит в 3 – 4 раза дороже чем стандартный аккумулятор. Но это не единственный и не такой страшный негативный момент. Можно закрыть глаза на цену и пользоваться такой батареей, ведь у него срок службы (при правильной эксплуатации) минимум в 3 – 4 раза больше.

Самый большой негативный момент – это зарядка гелевого аккумулятора! Он очень требователен к напряжению, если превысить допустимый порог то попросту за считанные часы его можно «убить».

Но для начала …

Сила тока . Ток как на любом другом АКБ, то есть должен колебаться в пределах от 10 до 30%. Если вам нужно правильно зарядить и не навредить батареи то ставьте 10% от емкости. Например — от 60 Ач – это 6А. если нужно подзарядить но срочно – то до 30%, а это 18A, от нашего примера. Тут думаю все понятно. Но вот напряжение, тут то что?

Напряжение . Все более сложно, гелевый вариант не терпит даже малейших превышений напряжения. Нормальным считается – 14,5 – 15,0Вольта. Если вы превышаете заряд даже на десятые доли Вольта, внутри запускаются процессы разрушения, которые его попросту выведут из строя, причем очень быстро.

Как влияет повышенное напряжение?

Очень просто – мы с вами знаем, что внутри находится – ГЕЛЬ. Это упругое, но твердое вещество, чем-то похоже на резину (только белого цвета). При нормальных температурах, и нормальных показателях заряда этот гель находится в одинаковом состоянии. Но вот только вы превышаете порог, скажем подаете – 15,5 – 16,0В, то гель начинает плавится – тает как масло и чем дольше вы его перезаряжаете, тем больше его разрушится.

Это приведет:

  • К снижению , гелевая масса после того как расплавится не восстанавливается, она не затвердевает обратно.
  • Если совсем расплавить гель, то возможно перемкнут платины, ведь он еще и диэлектрик.

Вот и все после этого, можно выкидывать ваш чудо АКБ! Так просто его вывести из строя. Справедливости ради – стоит отметить что при низких температурах происходит почти тоже самое, гель замерзает становится — хрупким и ломким, поэтому крайне низкие температуры (за – 50 градусов Цельсия), также не желательны.

Режим сохранения заряда

Есть еще одна особенность – заряжать для сохранения заряда. На многих гелевых аккумуляторах он называется – Standby USE (ожидающий использования). Так как аккумулятор может храниться годами без подзарядки, его изредка нужно подзаряжать. Как пишут производители – достаточно раз в год. Так вот заряжать нужно специальным напряжением – от 13,5 до 13,8В.

При таком режиме – аккумулятор без ущерба для себя наберет энергию и вы можете еще на долгое время оставить его на «сохранение».

Так можно ли применять в авто или нет?

После прочитанного повисает справедливый вопрос – а можно ли и самое главное стоит ли применять для запуска двигателя автомобиля? Знаете ребята, вопрос не однозначный – с одной стороны высокие токи запуска, быстрая зарядка, нет испарения электролита одни плюсы. НО – вам нужно постоянно следить за (устройство которое регулирует напряжение и не дает перезаряда АКБ) – если оно выйдет из строя, гелевый АКБ буквально за день «угробите». Если на иномарках качество реле более-менее (хотя всякое бывает), то вот на наших ВАЗ, особенно на классическом приводе они очень часто выходят из строя. ДА и ставить гелевый аккумулятор на классику – нужно суметь, зачастую батарея будет стоять половину от стоимости авто.

Если уж очень «хочется, но колется» — как говорится в народе. Стоит посмотреть на специальные клеммы, знаете есть такие в которых установлены свои реле-регулятора, то есть получается двойная защита, на генераторе и на самой клемме (если один выйдет из строя, спасет второй). Правда стоят такие клеммы очень не дешево, да и найти их сложно.

ИТОГ

Что остается в итоге, а именно – как заряжать гелевый аккумулятор:

  • Если процесс происходит дома, тогда точным напряжением не выше 15В (а лучше 14,4В), током от 10 до 30% от емкости.

Выкладываю интересную и доступную по деталям схемку ЗУ гелевого аккумулятора собранную на распространённой микросхеме ОУ LM358 , разработанную по моей просьбе автором Aenigma. Собрано ЗУ на smd деталях для небольших корпусов, тщательно протестировано - работает без нареканий.

Светодиод HL1 (индикатор окончания заряда) начинает загораться, когда напряжение на батарее достигает примерно 7 В и загорается на полную яркость, когда напряжение достигает 7,2 В. После этого напряжение на батарее остаётся постоянным, поэтому перезарядить аккумулятор невозможно. Резистор R2 позволяет точнее выставить зарядный ток 0,45 А. Резистор R7 задаёт максимальное напряжение на аккумуляторе 7,2 В. В схему добавлен светодиод, индикатор питания, который постоянно светится. Стабилитрон КС133Г (VD1) можно заменить любым на 3,3...3,9 В, например КС139Г, КС407А, КС407Б, а также из серии BZX55 . Чтобы светодиод начинал светиться не при 6,8 В, а при 7 В, для этого нужно сопротивление резистора R8 уменьшить до 0,5 Ом путём параллельного соединения двух резисторов на 1 Ом мощностью по 0,125 Вт, резистор R5 поставить на 22 Ом, резистор R2 - на 4,7 кОм, резистор R3 - на 470 Ом. Так было изначально, так у меня и сделано.

Силовой транзистор может нагреваться, если поставить на заряд сильно разряженный аккумулятор, поэтому небольшой теплоотвод нужен. Стабилитрона на 0,5 Вт достаточно, больше - хуже, так как у них минимальный ток стабилизации может быть больше, а в этой схеме он играет значительную роль. Например, рекомендуемый стабилитрон КС133Г рассчитан на мощность 0,125 Вт. А вообще светодиод - любой, какой больше нравится. В этой схеме ток через него автоматически ограничивается величиной 15 мА. Он должен загораться при подходе к 7 В примерно, чем больше заряд аккумулятора - тем ярче.

Печатная плата очень легко доделывается под обычные элементы, если вместо пятачков СМД элементов аккуратно добавить контактные кружки под обычные детали. В архиве прилагаю несколько вариантов плат зарядки . Платка у меня получилась, как всегда, компактная, и отлично вписалась в корпус.

Микросхему LM358 в SMD можно поискать на платах от сгоревших материнок и т.д., коих полно в ремонтных компьютерных мастерских. Плюс там есть и полевички, и ещё полезные деталюхи. Я лично так и достаю у знакомых, всё это много и бесплатно.