Велосипеды с широкими колесами. Велосипеды с большими колесами Велосипеды с широкими шинами большого диаметра описание

Что же это за такие, невиданные на российских просторах большеколёсые велосипеды со странным название "фэтбайк" (Fatbike). По сути - это вполне нормальный горный велосипед с возможностью установки покрышек шириной в 4", для обычного же МТБ велосипеда ограничение - 2.4-2.5". Навеска вполне обычная - переключатели, тормоза, кассеты - всё то же. Существуют сингл-спид варианты фэтбайков. Как правило на эти велосипеды устанавливают жёсткую вилку, с такой шириной колеса ехать очень мягко, поэтому особой нужды в дополнительных амортизаторах нет.

Чтобы не быть голословным и не говорить о том чего не знаю, я обратился к владельцу такого вот фэтбайка - Максиму, использующего его в суровых сибирских условиях. Максим - один из первых людей в России, увлекшихся этим новым видом маунтинбайков и собравший уже несколько подобных велосипедов. И так, всё что вы хотели знать о фэтбайках, рассказывает владелец одного из них.

Судя по ширине колёс, даже самый начинающий велосипедист догадается, что этот велосипед приспособлен не для длительных шоссейных пробегов, его стихия - бездорожье и заснеженные просторы. По опыту знаю, что даже на широких агрессивных покрышках 2.35" ехать по рыхлому снегу весьма затруднительно. Даже на первый взгляд укатанная дорога может быть довольно рыхлой и колёса будут зарываться. Буквально на днях столкнулся с такой ситуацией и если бы дорога всё-таки не улучшилась, то предстояло бы много километров пешки...

RB : Давайте узнаем, насколько в этом плане выигрывает фэтбайк?


Максим
: Итак, я готов рассказать о своем новом приобретении – велосипеде с необычайно мягкими и широкими колесами. Для того чтобы получить представление о том, что он может и для чего мог бы пригодится, надо, прежде всего, вспомнить, что из себя представляет обычный горный велосипед, который в последнее время стал некоторым стандартом для современных любителей велосипеда в России и за рубежом. В России популярность горного велосипеда была определена тем фактом, что горные велосипеды в какой-то период, трудный для российской экономики, стали единственной возможностью приобрести качественную и универсальную машину. Но время шло, и все чаще российские велолюбители стали обращать внимание на то, что помимо велосипеда с колесами диаметром 26 дюймов и шириной 2 дюйма существует немало других разновидностей. Кто-то стал вспоминать, что на своем старом дорожном велосипеде он доезжал до дачи на 10 минут быстрее, чем на приобретенном в последствии американском чуде, у которого стоит включить волшебную комбинацию звездочек 1:1, и езда превращается в сплошное удовольствие, правда сильно растянутое по времени. А кто-то решил идти до конца и озаботился тем, какие же еще возможности может предоставить велосипед без границ.

Так люди впервые обнаружили важную проблему велосипедного катания. Эта проблема заключалась в том, что, несмотря на все прелести, которые предоставляет велосипедисту езда зимой, велосипед все же никак нельзя назвать зимним видом спорта. А как же иначе? Ведь уже пять сантиметров рыхлого переметенного снежка подписывают смертный приговор покатушке на велосипеде любого типа, и если со скользким льдом и снежным накатом еще можно бороться благодаря шипованной резине, то от снега спасения нет. Даже если вы находитесь в отличной физической форме и можете идеально держать равновесие, все равно, после каких-то нескольких километров, прошедший ночью небольшой снежок заставит вас слезть с седла и пойти пешком.

Что прежде всего велосипеду мешает ехать по снегу? Оказалось, что дело не в размере покрышки, а в ее форме. Поэтому, для того, чтобы форма покрышки в месте ее соприкосновения со снегом хоть отдаленно напоминала плоскую поверхность, надо было сделать так, чтобы внутри покрышки давление было минимальным. Законы физики таковы, что уменьшение давления в покрышке могло быть достигнуто только благодаря увеличению ее объема. Таким образом, родился новый тип велосипеда – велосипед с большими объемными колесами на низком давлении или так называемый фэтбайк.

Я являюсь своего рода фанатом зимнего катания на велосипеде, поэтому не мог пропустить такую техническую новинку. Мне нужен был фэтбайк именно для катания по рыхлому снегу. Я уже давно присматривался к таким маршрутам, которые можно было бы соединить воедино участками, проходящими по следу снегохода или прогонами по заснеженному льду больших водохранилищ и озер. И оказалось, что я не прогадал. Здесь фэтбайк полностью оправдал мои ожидания. Я не стану утверждать, что на фэтбайке можно легко летать по снежным завалам, и даже езда по рыхлому снегу требует достаточной физической и технической подготовки. Но меня с первых месяцев зимы потрясла его возможность преодолевать достаточно впечатляющие снежные преграды и сделать многочасовое путешествие в условиях рыхлого покрытия не борьбой с обстоятельствами, а просто целенаправленной работой.

RB : На перспективу я интересуюсь приобретением фэтбайка. Насколько мне известно, в России купить его пока невозможно, поэтому только заказ. Хотелось бы понять во сколько реально обойдётся покупка фреймсета и колёс и насколько сложен процесс заказа? Где можно его заказать?

Максим : На Западе велосипеды с колесами шириной 4 дюйма уже получили достаточно широкое распространение, но до стандартизации этой разновидности велосипеда еще далеко. Тем не менее, помимо нескольких небольших фирм, которые изготавливают необходимые для таких велосипедов компоненты на заказ, существует две крупные велосипедные компании, наладившие серийный выпуск таких компонентов и определившие тем самым некоторые требования по совместимости, которых придерживаются все остальные производители фэтбайков. Такими производителями являются SURLY , VICIOUS CYCLES и INNOVA .


Прежде всего, надо знать, что для сборки фэтбайка понадобится, как минимум, три нестандартные детали
. Это рама и вилка (фреймсет), способные вместить такие широкие колеса, покрышки с камерами шириной 4 дюйма и широкие обода. Если поставить объемные покрышки с низким давлением на узкие обода, то возникнут серьезные проблемы с управлением. Для любого из выпускающихся фреймсетов обязательно надо будет приобрести каретку шириной 100 мм , но эта деталь является стандартной для ДХ велосипедов и ее можно купить даже в местных магазинах. Все остальные детали являются стандартными. Наиболее популярным решением в мире фэтбайка является модель рамы, выпускающаяся фирмой SURLY . Она называется SURLY PUGSLEY . В большинстве крупных американских веломагазинов можно свободно купить велосипед, собранный на этой раме.

Особенностями модели SURLY PUGSLEY являются несимметричные перья рамы и вилки, а также использование задней втулки как на переднем, так и на заднем колесе.

Стоимость фреймсета SURLY PUGSLEY в Интернет магазинах за рубежом колеблется от $500 до $800 и в сезон распродаж может падать до $400 .

Специально для своей рамы фирма SURLY производит обода, имеющие несимметричное расположение отверстий для спиц. Модель ободов называется SURLY LARGE MARGE . Эти обода имеют ширину 65 мм и допускают установку любой стандартной резины шириной больше 2,5 дюймов, соответствующей стандарту 26”. Стоимость одного такого обода около $100. Аналогичные обода, только шириной 80 мм производит фирма VICIOUS CYCLES . Модель называется VICIOUS CYCLES GRASEFUL FAT SHEBA и ее можно так же купить через Интернет по цене от $60 до $90. Дешевизна этих ободов обусловлена простотой их конструкции. Это одностенные штампованные обода с непистонированными отверстиями под головки спиц. Тем не менее, они обеспечивают лучшую устойчивость и, благодаря одностенной конструкции, предоставляют возможность дриллинга с целью снижения веса.

При покупке ободов следует обратить внимание на то, что выпускаются аналоги указанных моделей с симметричным расположением отверстий под спицы. Такие обода подходят только для моделей рам с симметричной конструкцией перьев и не пригодны для фреймсета SURLY PUGSLY.

Покрышки шириной 4 дюйма выпускает фирма INNOVA . На данный момент известно только три модели таких покрышек. INNOVA (SURLY) LARGE MARGE – самая распространенная и самая популярная модель. Ее можно без труда найти на различных сайтах по цене около $100. Эта покрышка является своего рода стандартом для любой модели фэтбайка и выпускается с наклейкой фирмы SURLY. Она присутствует в каталоге SURLY, но на самом деле, так же как и специальная широкая камера, выпускается на INNOVA. Кроме LARGE MARGE, INNOVA выпускает еще два типа покрышек – INNOVA (SURLY) LARRY и INNOVA SPYDER. LARRY – достаточно дорогая (около $120) и редкая покрышка с агрессивным протектором. Она была разработана специально для решения проблемы бокового сноса широких покрышек. SPYDER – наоборот, самая дешевая покрышка шириной ровно 4.0”, которую можно купить, всего за $60.

Кроме стандартных решений, существует много производителей, которые выпускают специфические для фэтбайка компоненты на заказ. Если стоимость стандартного решения на базе SURLY PUGSLY составляет всего около $1500, для России с учетом доставки и таможенных сборов, то кастомные варианты обойдутся гораздо дороже. Стоимость только одного титанового фреймсета, выпускающегося фирмой WILDFIRE FATBIKE , составит больше $1000. Кроме того, большинство таких производителей расположено на родине оригинального фэтбайка (fatbike – это официально зарегистрированная торговая марка фирмы WILDFIRE) – Аляске, и испытывают определенные проблемы с доставкой своего товара в удаленные регионы.

Следует отметить, что теперь, благодаря усилиям моего друга Константина Еремина из г. Ангарска, можно приобрести настоящую фэтбайк-раму в России. Он сам разработал чертежи и добился их согласования и реализации на производственном объединении РАПИД. Теперь качественную раму для фэтбайка можно заказать там.

RB : Существует довольно много моделей фэтбайков, какой всё же лучше выбрать? Хотя, наверное вернее спросить, какой из них наиболее доступен?

Максим : Ситуация на рынке фэтбайков на данный момент такая. Существует только одна фирма, которая выпускает фреймсеты и комплектующие, необходимые для сборки таких велосипедов, серийно. Это американская фирма SURLY. Велосипеды на базе комплектующих от SURLY на данный момент намного опережают другие варианты как по цене, так и по доступности. Помимо SURLY, полный набор комплектующих для велосипедов с колесами шириной 4” выпускают только VICIOUS CYCLES BIKES и SPEEDWAYCYCLES BIKES.
Первая прославилась своими знаменитыми ободами FAT SHEBA шириной 80 мм. У таких ободов есть целый ряд преимуществ: они относительно дешевые, доступны во многих Интернет-магазинах, имеют одностенную конструкцию, которая позволяет легко снизить вес за счет несложной процедуры дриллинга. Вторая фирма известна своими очень дорогостоящими и высококачественными компонентами для фэтбайков. Это и титановые рамы, изготовленные на знаменитом производстве титановых рам Lynskey , и легкие дриллинговые обода шириной 70 мм и весом всего 800 грамм, и даже специальная трехкомпонентная система с полой осью и внешними подшипниками, рассчитанная на кареточный узел шириной 100 мм и весящая легче XTR от Shimano. Самая дорогая модель фэтбайка от SPEEDWAYCYCLES, которая называется FatBack, весит всего 9,5 кг! Таким образом, американский рынок предоставляет широкий выбор вариантов в самом широком диапазоне цен. Этот диапазон простирается от примерно $1200 за самый простой вариант SURLY PUGSLY до $3000 - $4000 за флагманский FаtBack.

По праву изобретателем фэтбайка стоит считать проживающего на Аляске Марка Грюнвальда. Он является основателем самой первой фирмы, выпускающей компоненты для фэтбайков. Эта фирма называется WILDFIRE FATBIKE. Кстати, название «фэтбайк» было впервые придумано им же, и является зарегистрированной торговой маркой WILDFIRE. Марк Грюнвальд начал с выпуска фреймсетов, которые он комплектовал ободами от теперь уже несуществующего производителя REMOLINO и покрышками NOKIAN GAZZALODY 3.0”. Трехдюймовые покрышки растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3.5”, и это впоследствии положило начало развитию особой тенденции под названием «псевдофэтбайк».
Дело в том, что большинство рам для экстремального катания способно вместить в себя покрышки шириной около 3.0”, установленные на широкие обода, заметно увеличивающие объем колес. Такая конструкция может стать гораздо более доступным и бюджетным аналогом фэтбайка, потому что фэтбайк – это на 50% большие колеса и на 50% низкое давление в них. В данный момент WILDFIRE выпускает широчайший спектр рам и вилок высокого качества из стали марки COLUMBUS . Эти рамы выглядят настоящими произведениями искусства и весят меньше 2 кг, что очень неплохо даже для лайтового XC хардтейла.

Стоит сразу оговориться, что только две фирмы – SURLY и VICIOUS CYCLES BIKES – находятся на основной территории Америки и имеют возможность свободно распространять свою продукцию по всему миру. Такие фирмы, как SPEEDWAYCYCLES BIKES, WILDFIRE FATBIKE и 9:ZERO:7 находятся на Аляске и испытывают серьезные проблемы с отправкой своих компонентов и рам даже в Европу, не говоря уже о России.


RB
: Вот, к примеру такая ситуация. Человек не хочет держать несколько велосипедов, а вместо этого приобретает фэтбайк и несколько комплектов колёс дня него - толстых и обычных. Насколько я понимаю, проблем тут быть не должно? То есть, может ли фэтбайк быть единственным велосипедом или он всё же больше нужен для зимних развлечений и катания в своё удовольствие? 🙂

Максим : Здесь все зависит от предпочтений и требований, которые предъявляются к каждому из используемых стилей катания. Но, тем не менее, фэтбайк в этом отношении предоставляет уникальную возможность совместить в одном велосипеде самых широкий спектр велосипедных направлений и стилей катания. Все, что для этого надо сделать – это собрать две пары колес. Одна пара колес собирается на стандартных ободах шириной 2-2,5 см и диаметром 29”, а другая на широких ободах, рассчитанных для установки привычных для фэтбайка покрышек шириной 4”. В идеале стоит еще приобрести амортизационную вилку для горного велосипеда с колесами стандарта 29”, например – FOX F29er 100 мм. Дело в том, что внешний диаметр колес с покрышками шириной 4” в точности соответствует диаметру колес стандарта 29”, и все рамы и вилки фэтбайков выверены на использование колес этого стандарта.
Таким образом, путем простой перестановки колес и покрышек можно легко получить сразу и собственно фэтбайк, и классический «найнер», и даже шоссейный велосипед, установив на 29-дюймовые обода шоссейный клинчер, шириной 25-27 мм. Можно даже заменять жесткую вилку фэтбайка на амортизационную вилку стандарта 29”, но для этого следует убедиться, что высота ног жесткой вилки вашего фэтбайка соответствует высоте ног амортизационной вилки, которую вы хотите использовать, иначе угол рулевой колонки окажется сильно завален.

RB : Насколько просто приобрести обода, покрышки и камеры для фэтбайка, какова примерная стоимость?

Максим : Все перечисленные комплектующие можно легко приобрести в зарубежных Интернет-магазинах. Стоимость покрышек колеблется от $60 до $120 за одну покрышку. Обода обойдутся по цене от $70 и выше. Кроме того, есть замечательная американская фирма CHOPPER US , которая производит и продает обода для Чопперов и Круизеров. Эти обода имеют одностенную конструкцию, выпускаются шириной от 80 до 100 мм и подходят для использования с фэтбайками. Кроме того, обода CHOPPER US стоят от $30. Существует только один вариант специализированной камеры на размер 4”. Такие камеры производит фирма INNOVA по заказу SURLY. Эти камеры также очень легко найти и купить в Интернете. Их стоимость колеблется около $10. На зарубежных форумах есть описания успешного использования бескамерных вариантов сочетания ободов LARGE MARGE и покрышек ENDOMORPH , например, на основе технологии ghetto tubeless.


RB
: Расскажите про управление фэтбайком. Всё ли так же как на обычном МТБ или есть какие-то особенности в поведении? Наверняка они есть...

Максим : Первое, на что обращаешь внимание, когда садишься на фэтбайк – это потрясающая курсовая устойчивость и плавность хода. Как ни странно, массивные колеса ни в коей мере не влияют на легкость хода, а только придают движениям несколько более тяжелую динамику разгона. Разница между динамикой фэтбайка и обычного МТБ имеет тот же порядок, что и разница между обычным МТБ и шоссейным велосипедом. Хорошая курсовая устойчивость имеет и негативную сторону. Для уверенного управления фэтбайком может потребоваться руль шириной не менее 700 мм. Так или иначе, катаясь на фэтбайке по дорогам общего пользования, всегда следует помнить об этой его особенности, чтобы не помешать движению автомобилей и пешеходов при совершении маневра. Тяжелая динамика разгона также накладывает некоторые ограничения на используемые в комплектации фэтбайка компоненты. Например, в тормозной системе фэтбайка целесообразно использование только качественных дисковых тормозов с диаметром диска не менее 185 мм. Мой опыт езды на стальной раме SURLY PUGSLEY выявил очень приятную особенность фэтбайка, которая заключается в исключительной комфортности езды по гравийным дорогам и курумистым осыпям. Мягкие широкие покрышки хорошо гасят мелкие вибрации, а стальная рама является своего рода одновременно и демпфером и амортизатором, настроенным на обработку препятствий более внушительного размера, чем мелкие камушки.

Самой главной проблемой при управлении фэтбайком является боковой снос. Особенно много неудобств он доставляет на скользких покрытиях. С ним можно относительно успешно бороться установкой покрышек со специальным продольным протектором, например – SURLY LARRY, или выбором оптимального давления, но даже в этих случаях следует всегда помнить об опасности создать помехи окружающим. К слову сказать, все сложности в управлении фэтбайком в меньшей степени представляют опасность для самого райдера в силу его исключительной устойчивости, которая позволяет, например, удерживать при небольшой тренировке равновесие, стоя на месте и вообще не держась при этом руками за руль. Поведение фэтбайка очень сильно зависит от давления в покрышках. Эксперименты с давлением позволили сделать следующие выводы.

При давлении в 20-25 PSI поведение велосипеда почти ничем не отличается от поведения обычного МТБ ригида – он легко преодолевает подъемы, отлично маневрирует, быстро разгоняется и требует значительных усилий рук и ног, чтобы обрабатывать крупные неровности трассы.
При давлении в 10-18 PSI велосипед по своим ходовым качествам максимально приближен к трейловому
короткоходному хардтейлу. Помимо гораздо большего удобства при езде по техничным подготовленным трассам он уже начинает приобретать заметный уклон в сторону своего основного назначения – на нем становится возможной езда по достаточно глубокому снегу, песку и бездорожью, изобилующему многочисленными неожиданными препятствиями в виде болотных кочек или скрытых травой поваленных стволов деревьев. Такое давление является наиболее универсальным вариантом, который можно порекомендовать как для освоения езды на широких покрышках, так и для повседневного использования. Стоит заметить, что на твердых покрытиях при давлении ниже 15 PSI уже начинают возникать проблемы с управлением.

При давлении в 5-7 PSI начинается самое интересное – велосипед приобретает возможность легко передвигаться по глубокому снегу и очень рыхлому сухому песку, обнаруживает удивительную устойчивость при перемещении по жидкой грязи, которая моментально очищается с сильно деформированных почти гладких покрышек. Комфортность езды по пересеченной местности достигает масштабов короткоходного двухподвеса. Например, передвигаться по местности, изобилующей крупными болотными кочками, можно не вставая с седла. Это совсем неудивительно, так как деформация покрышек в данной ситуации может достигать более 50 %, т.е. свыше 4,5 см плюс вышеупомянутые 2 см деформации перьев рамы и вилки – в итоге, до 7 см хода спереди и сзади.
Становится возможной свободная езда по гладкому ровному льду. Занос велосипеда на таком льду напоминает движение стирательной резинки по глянцевому листу бумаги. Но именно при таком давлении начинаются заметные проблемы с управлением на твердых покрытиях. Особенно неприятным это явление становится в случае очень неровных твердых покрытий – велосипед бросает из стороны в сторону, и он настолько перестает слушаться руля, что временами приходится слазить с него и проходить критичные участки пешком. Я неоднократно встречал в различных источниках рекомендации по использованию с предельно низкими давлениями в покрышках ENDOMORTH 3.7 ободов шириной 80 мм (например – VICIOUS CYCLES FAT SHEBA) вместо штатных 65 миллиметровых SURLY LARGE MARGE.


RB
: Для обычных велосипедных колёс существует неплохой выбор зимних шипованных покрышек. Для фэтбайка, насколько мне известно, их нет. Как себя ведёт фэтбайк на скользкой поверхности? Ведь на обычных 2.1 покрышках на льду очень неудобно...

Максим : Самая распространенная проблема, заставляющая велосипедистов, катающихся зимой, тратить деньги на шиповку – снежный накат. Плотность и степень обледенелости снежного наката могут варьироваться от пористой корочки, на которой остается отчетливый след покрышки, до твердой леденистой поверхности, отшлифованной до блеска колесами автомобилей и подплавленной горячими выхлопами. Смело могу уверить, что Эндоморфы, накачанные до 15 PSI, очень успешно справляются со всеми видами этого зла, но похуже шипованной резины. Разница с шипованной резиной начинает чувствоваться в следующих случаях: когда скорость выше 15 км/час на очень скользком накате; когда надо резко заложить крутой вираж на средне скользком накате; когда поверхность очень неровная на средне скользком накате; когда крутизна подъема превышает 12% при очень скользком накате. Речь здесь идет о сравнении с пятирядной шиповкой типа ISP, но обычная городская двухрядка доставит гораздо больше проблем, чем Эндоморфы,
которые, как ни странно, отлично держатся даже на абсолютно голом льду или льду, слегка присыпанном снегом, если поверхность такого льда достаточно ровная. Кроме того, я уже упоминал о совместимости рам фэтбайков с колесами 29”. Для таких колес выпускается очень много вариантов шипованной резины. Если предполагается на какой-то период времени использовать фэтбайк в условиях твердых и скользких поверхностей, то можно на этот период установить колеса такого стандарта. Я встречал на форумах информацию, что на Аляске нередко, в качестве компромиссного варианта, устанавливают на обода шириной 65 мм пятирядную шипованную резину NOKIAN FREDDY REVENZ 26x2.35”.

RB : Насколько накатист фэтбайк? Понятно что есть разные покрышки, могут быть разными другие комплектующие, но возьмём в среднем. Если сравнивать с обычным МТБ, насколько страдает лёгкость езды? Или может быть не страдает? 🙂

Максим : Накатистость фэтбайка стала для меня самым главным сюрпризом, который во многом определил мою философию его использования. Дело в том, что всегда можно найти такие условия на снежном покрытии, где даже фэтбайк попросту застрянет. Самым главным достоинством фэтбайка, на мой взгляд, является не его возможность проехать там, где не может проехать обычный МТБ, а возможность экономить много сил там, где на обычном МТБ езда быстро превращается в утомительное испытание. Для зимы справедлива истина, что уже 5 см рыхлого снега подписывают классическому МТБ смертный приговор.
Даже если консистенция снега позволяет на двухдюймовых покрышках свободно перемещаться, все равно при использовании агрессивной зимней резины уже после нескольких километров пути начинает накапливаться заметное утомление. Я был сильно поражен, когда обнаружил, что даже при езде по едва прикрытому снежком льду фэтбайк имеет гораздо более легкий накат, чем лайтовый хардтейл с шипованной резиной SCHWALBE ICE SPIKER PRO. Более того, при езде по более глубокому снегу на скоростях порядка 15 км/час фэтбайк может перейти в режим глиссирования. Этот режим характеризуется резким уменьшением сопротивления качению и приятным психологическим состоянием, граничащим с состоянием эйфории. Я испытывал фэтбайк на предмет накатистости на асфальтовом покрытии. Я не обнаружил каких-либо существенных отличий от обычного дорожного велосипеда. В этом нет ничего удивительного, потому что покрышка SURLY ENDOMORPH – это практически полуслик и при давлениях свыше 20 PSI она отличается от обычных покрышек только большей инерцией.

RB : Давайте подведём итог. Для чего вообще нужен фэтбайк? В каких условиях и кому он может быть необходим?

Максим : Мое мнение таково, что фэтбайк прежде всего раскрывает широкие возможности для длительных путешествий в условиях с очень сложным покрытием. Прежде всего это относится к песку, снегу, болоту, курумистым осыпям и любому типу бездорожья, которое встречается в лесах и степях. Ключевым словом для правильного использования фэтбайка является «неторопливость». Это ни в коем случае не обозначает, что фэтбайк едет медленно – просто он не любит суеты.
фэтбайк не любит резких ускорений, его начинает подбрасывать на больших скоростях, на неровностях грунта как футбольный мячик. Но стоит успокоиться и глубоко вздохнуть, как он плавно пронесет вас с огромной скоростью через немыслимые препятствия на гигантские расстояния, как могучий океанский лайнер или космический корабль, обладающий невероятным ресурсом энергии. Только в данном случае энергия заключена в самом велосипедисте, а фэтбайк только позволяет ее правильно высвободить и направить.

RB : Ну и последний вопрос. Зачем Вам фэтбайк? Почему решили купить такой необычный велосипед? Оправдал ли он ожидания?

Макси м: Я впервые увидел фэтбайки на фотографиях форума MTBR в декабре 2009 года. Меня сразу привлек необычный и вместе с тем очень гармоничный вид этих велосипедов. Я всегда был фанатом зимнего трейлрайдинга и не мог пропустить такое явление. Чем больше я узнавал об этой технической новинке, тем больше мне хотелось попробовать на ней прокатиться. Переломным моментом в моем желании приобрести фэтбайк стало открытие того, что рядом со мной живет человек, который тоже бредит толстоколесыми велосипедами, способными легко перемещаться по снегу.
Вместе с этим человеком, профессиональным гонщиком кросскантри, марафонцем, живущим в городе Ангарске, Костей Ереминым мы составили и реализовали план приобретения трех настоящих фэтбайков для него, меня и моей дочери Саши, которая занимается шоссейными велогонками. История приобретения наших велосипедов была очень долгая и насыщенная разнообразными событиями: открытиями, радостями и разочарованиями. Но после приобретения фэтбайка я еще ни разу не пожалел о принятом решении, и каждое новое приключение, которое дарит нам фэтбайк, убеждает нас, что мы сделали правильный выбор.

Мероприятия (эвенты) с участием фэтбайков

http://www.susitna100.com - зимний марафон в котором на равных соревнуются бегуны, лыжники и велосипедисты
http://www.freespiritwear.com/akadventures.htm - классические примеры того, как можно использовать фэтбайк
http://www.wildfirecycles.com/links.html - очень полный список ссылок на соревнования и другие мероприятия с участием фэтбайков

Техническая и общая информация о фэтбайках

http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=65300 – ссылка на тему на форуме Веломания, где обсуждается велосипед Максима, собранный на раме SURLY PUGSLEY

http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=72887 - ссылка на тему на форуме Веломания, где обсуждается велосипед Константина, изготовленный на базе титановой рамы производства РАПИД

http://angara.net/text/10/0127/ - популярная статья на иркутском спортивном портале, посвященная тому, как были собраны и испытаны первые в нашем регионе фэтбайки

– подборка материалов из ЖЖ Максима, посвященных фэтбайком (по тегу – «фэтбайк»)

PS. Выражаю огромную благодарность Максиму за подробнейшую статью по этим замечательным велосипедам! Если у Вас будут вопросы, то можете оставить их в комментариях.


Перед тем, как помчаться в магазин за покупкой двухколесного транспорта, нужно разобраться какие бывают типы велосипедов. Это нужно для того, чтобы сразу приобрести подходящий байк под конкретные задачи. В этой статье мы перечислили велосипеды и все их виды.

Внедорожные велосипеды

Горный велосипед

Вы можете встретить другие его названия: MTB, ATB, mountain-bike, хардтейл, сикстер, найнер, По назначению этот тип можно разделить на велосипеды для даунхилла, фрирайда, дёрта, стрита, кросс-кантри.

Это самый популярный и распространенный вид велосипеда. Предназначен для езды по бездорожью. Но современные велосипедисты используют горные велосипеды для езды повсюду, от убитых грунтов до идеально ровного шоссе.

Внешне такой байк легко идентифицировать. Ему свойственна массивная прочная рама, колёса с широкими покрышками и зубастым протектором, большое количество передач, тормоза ободные или дисковые.

Под конкретные задачи горный велосипед комплектуется совершенно по-разному, все зависит от того, хотите вы кататься по проселочным дорогам или участвовать в соревнованиях, преодолевая сложные препятствия. Цены на велосипеды стартуют от 200$ и могут достигаться нескольких тысяч.

Более подробно познакомиться с типами горных велосипедов и их навесным оборудованием вы можете в статье .

Рассматривая современные велосипеды, классификация не может обойти стороной горные двухподвесы.

Двухподвес

Велосипед двухподвес

По сути это тот же самый горный велосипед, но на таких байках амортизация присутствует как на переднем, так и на заднем колесе. Задняя амортизация гораздо сложнее передней (вилки). Каждый производитель стремится создать свою собственную уникальную разработку задней подвески.

Условно их можно разделить на два вида:

  • четырёхрычажные подвески
  • однорычажные подвески

Стоимость от 1000$ долларов.

Подробнее познакомиться с этим типом велосипедов и областью их применения можно в статье про .

Фэтбайк

Фэтбайк — это велосипед с толстыми покрышками. По части геометрии рамы и посадке схож с горным велосипедом. Отличается повышенной проходимостью. Способен с легкостью преодолевать такие сложные поверхности, как рыхлый песок, снег, грязь.

Ширина покрышек составляет 3,5-5 дюймов, а давление в них держится на уровне 0,2-2 атмосферы. Фэтбайки отлично подходят не только в качестве велосипеда для развлечений, но и для туризма по глухим местам. Прочтите , чтобы узнать больше.

Спортивные велосипеды

Шоссейный

Шоссейные велосипеды

Синонимы: шоссе, roadbike, роудбайк, гоночный велосипед. Этот байк относится к категории велосипедов, предназначенных для шоссейных велогонок. Для шоссейников характерны:

  • легкий вес
  • руль баран
  • узкие покрышки (слики)

Все это обеспечивает аэродинамическую посадку, поэтому долгая езда с высокой средней скоростью это не проблема. Но дорожное покрытие должно быть очень хорошим. На такой велосипед не повесишь крылья и багажник, но это стоит того, чтобы прокатиться с ветерком пару сотен километров.

Стоимость от 700$ долларов.

Подробнее познакомиться с шоссейными велосипедами можно .

Циклокросс

Циклокроссовые велосипеды

Синонимы: велокроссовый, циклокроссер. Внешне похож на шоссер, но есть отличия. Этот тип велосипеда адаптирован для быстрой езды по бездорожью. Отличается более прочной рамой и слегка измененной посадкой, покрышки зубастые, кантилеверные или дисковые (встречаются чаще).

Хоть этот тип и предназначен для велокроссовых гонок по бездорожью, это не мешает велолюбителям использовать его в качестве универсального велосипеда для езды повсюду. Можно установить крылья или багажник. Фишкой циклокросса является то, что во время гонок велосипед часто приходится носить на плече, поэтому их делают максимально легкими.

Ценник стартует от 1000$

Подробнее познакомиться с ними и узнать их отличия от других видов велосипедов можно в нашей .

Триальный

Велосипед для триала и фристайла

Сюда мы отнесли велосипеды типа BMX и триал. Триальные модели легко узнать, у них длинные, низкие и легкие рамы, нет седла, вынос длинный, а руль широкий. Задняя покрышка зачастую толще передней. Все это позволяет отлично держать баланс на заднем колесе и выполнять сложные спортивные трюки.

Велосипед типа BMX тоже имеют низкую раму. Колеса 20 дюймов. На оси крепятся специальные трубки (пеги). На BMX можно вращать руль сколько душе угодно, тросы при этом на запутаются. Эта фишка обычно применяется в трюках.

Цены стартуют от 200$, но лучше выбирать модель подороже.

Трековый

Трековый велосипед

Также известен как Track bicycle. Это специальный вид велосипеда, предназначенный для гонок на треке. На нем отсутствует и тормоза. Колесо связано с педалями, поэтому свободного хода нет. Крутятся педали - крутится и колесо. Руль баран - для достижения спортивной посадки.

Это самый легкий из всех велосипедов, но цены на профессиональные трековые велосипеды стартуют от нескольких тысяч долларов.

Разделочный

Разделочный велосипед

Это подвид шоссейного велосипеда, он применяется в гонках с раздельным стартом, а также популярен в триатлоне. Тут идет упор на аэродинамичность. Узкие колеса, руль с лежаком, геометрия рамы заточена на максимальную обтекаемость воздухом.

Цены на разделочные велосипеды начинаются от 3000$

Велосипеды для асфальта

Городской

Городской велосипед

Синонимы: citybike, ситибайк, дорожный велосипед. Классификация велосипедов городского типа довольно обширна. Если коротко, то это байки для поездок на работу и прогулок по парку, Свойства городского велосипеда:

  • тяжелый
  • комфортный
  • есть багажник или корзинка
  • передние и задние крылья
  • защита цепи
  • широкое седло
  • одна скорость или планетарная втулка
  • ригидная вилка
  • вертикальная или почти вертикальная посадка
  • подножка

Одним словом, этот вид оптимален для коротких поездок по городу в любую погоду и в любой одежде. Ситибайкам характерна неприхотливость в обслуживании. Данный тип очень распространен во многих странах Европы в качестве основного транспортного средства.

Цены стартуют от 200$

Велосипед гибрид

Синонимы: Hybrid, гибрид, кроссовый велосипед. Виды велосипедов настолько богаты своим разнообразием, что понадобилось создать отдельный тип, который перенял в себя свойства горного, шоссейного и городского велосипеда. Формально это упрощенный горный байк, более приспособленный для езды по асфальту.

Более легкие и высокие рамы, вилки с небольшим ходом, тормоза дисковые или V-brake. 28 дюймов, протектор умеренно агрессивный, чтобы сохранять устойчивость на грунте и хорошо катить по асфальту. Многие дополняют свой велосипед крыльями, багажником, рогами и другими аксессуарами. Кому подойдет такой велосипед? Тем, кто ищет универсальности.

Цены начинаются от 300$

Велосипед туринг

Синонимы: Touring, туристический велосипед. Эти типы велосипедов идеальны для туризма по асфальтовым дорогам. Внешне напоминает шоссейный тип за счет руля барана. Однако у туринга есть ряд своих отличий:

  • материал рамы сталь, алюминий, хромоль или титан
  • багажник с расчетом на большой вес (передний и задний)
  • жесткая стальная вилка
  • прочные и надежные колеса
  • трансмиссия с внедорожным расчетом
  • хорошая защита от грязи
  • мощная светотехника

Поскольку этот тип велосипеда рассчитан на преодоление больших расстояний с багажом, то в нем надежность важнее веса.

Не так много производителей выпускает туринги, поэтому цены на них большие, начиная от 1000$ и выше.

Складной

Складной велосипед

Также извествен как Folding bike. Отличный вариант для передвижения по городу. За счет небольших колес велосипед легко складывается и его можно взять с собой в офис. Скорость, комфорт и управляемость держатся на среднем уровне из-за компактности.

Накат на таком велосипеде слабоват, но если ваша цель не десятки километров за подход, то это отличный выбор. Цены от 300$ и выше.

Другие велосипеды: классификация

Судя входит то, что не так часто встречается на наших дорогах, либо же требует отдельного пояснения.

Детский велосипед

Их бывает очень много. Двухколесные, трехколесные и даже четырехколесные (2 дополнительных боковых колеса). Чаще всего имеют одну скорость и ножной тормоз. Но некоторые производители комплектуют свои детские велосипеды многоскоростной трансмиссией и тормозами разного типа, делая их похожими на взрослые.

Цены стартуют от 120$

Женские велосипеды

Велосипеды для девушек отличаются своей конструкцией. Обычно различия проявляются в геометрии рамы. Также часто сокращено расстояние между седлом и рулем. Сидения учитывают особенности женской анатомии.

Существуют горные, шоссейные, городские и многие другие типы велосипедов, созданные специально для девушек. Однако, большинство из прекрасной половины человечества предпочитает кататься на традиционных велосипедах и не испытывает при этом дискомфорта.

Грузовой

Грузовые велосипеды и Велосипеды-прицепы

Не трудно догадаться, что это велосипеды для транспортировки грузов. Грузовые чаще всего сделаны как трехколесные и имеют сзади большую корзину. Такой велосипед станет отличным помощником в хозяйстве где-нибудь в селе. А еще они довольно популярны в некоторых азиатских странах.

Велосипеды прицепы представляют собой конструкцию, с помощью которой можно сделать тандем. Тот, кто сидит спереди отвечает за направление, а тот, кто крутит педали на прицепе, просто любуется красотой. Здорово, не правда ли?

Электробайк

Электровелосипед

Это тип велосипеда, который подразумевает наличие электродвигателя. Основная задача такого подхода помощь при кручении педалей, но некоторые ездят на таких велосипедах, как на мопедах.

Сделать электровелосипед можно почти из любого байка, установив на него мотор-колесо. Однако, многие производители выпускают свои собственные модели с самым разным дизайном и запасом хода. Это замечательный экологически чистый вид транспорта, позволяющий без проблем преодолевать расстояние в несколько десятков километров.

Велосипед тандем

Тандем - это велосипед, на котором могут ехать одновременно 2 человека. За переключение скоростей и рулевое управление отвечает сидящий спереди. Сидящий сзади крутит педали и любуется пейзажем.

Традиционное тандемы используются для езды по асфальту, но некоторые производители также выпускают внедорожные модели. Кататься на таком велосипеде очень весело.

Цены стартуют от 500$

Велосипед Лигерад

Также известен как лежачий велосипед. Глядя на фото можно понять, что спина ездока размещается на специальном лежаке. Лигерады обладают хорошей скоростью разгона, высокой маневренностью, на них можно ехать долго и совершенно не уставать. Единственной их слабостью являются подъемы.

Уницикл

Или моноцикл. Это велосипед с одним колесом, над которым собственно и сидит человек. Удивительно, но даже этот необычный вид можно классифицировать на несколько типов: трюковые унициклы, горные и дорожные.

Чопперы и круизеры

Это велосипеды для городских прогулок. От классических моделей они отличаются необычным дизайном и посадкой. Часто такие модели именуются «растабайками».

Для чего они подойдут? Для неспешной покатушки на пикник, на работу, в парк. На них можно ездить долго и не уставать, благодаря очень комфортной посадке и широкому седлу.

На этом мы заканчиваем нашу подборку типов велосипедов, надеемся, что данный материал был полезен для вас!

(от англ. Fatbike), в дословном переводе - «толстый велосипед», получил свое название из-за очень широких колес, ширина шин которых от 3,8 до 4,5 дюймов. Несмотря на свою экзотичность и малую распространенность, велосипед достаточно популярен, благодаря своим уникальным ходовым качествам.

Большие колеса позволяют фэтбайку проехать практически по любой поверхности: камни, песок, болотистая местность, высокая трава или снег.

Немного истории

Фэтбайк был создан на Аляске Марком Грюнвальдом. Отсюда и основное назначение этого велосипеда - высокая проходимость по снегу. Марк так же является автором термина «fatbike». Трехдюймовые покрышки растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3,5 дюйма.

Особенности

По сути, фэтбайк - это тот же самый горный велосипед. Навесное оборудование - переключатели, тормоза, кассеты - абсолютно такие же. Но, давайте разберемся, что же в нем такого особенного, чего нет у других.

Всепроходность и универсальность этого вида транспорта достигается за счет использования различного давления в шинах - от 5 PSI (очень мягкие колеса), до 30 PSI (на ощупь «как камень»).

При низком давлении, колеса «поглощают» все неровности, как бы «растекаясь» по поверхности.

Но, такая езда имеет свои недостатки: крутить педали становится тяжелее, как и входить в поворот. Зато можно легко проехать там, где на других велосипедах этого сделать не получится.

Если же такая «сверхспособность» в данный момент не требуется, можно увеличить давление в шинах, и тогда колеса фэтбайка будут вести себя так же, как колеса обычного велосипеда, стандартной накачки.

Существуют односкоростные модели fatbike. Как правило, на этих велосипедах установлена жесткая вилка. С такими широкими колесами ехать очень мягко, поэтому в дополнительных амортизаторах нет особой необходимости.

Вес фэтбайка колеблется от 14 до 17 кг. Самое тяжелое в фэтбайке - это колеса. Резина весит 1300-1500 г, обода примерно по 1000 г, камера 450 г, ободная лента 140 г. Вместе со спицами, втулкой выходит примерно 3300 г на колесо. Несмотря на большие колеса, ход у фэтбайка почти не отличается от обычного горного велосипеда, а благодаря такой же трансмиссии, легко подобрать подходящее передаточное число для комфортной езды.

Что касается крыльев, именно для фэтвелосипедов, они не делаются. Можно сделать самому, распилив обычное крыло пополам и установив посередине проставку. Или использовать широкие ДХ крылья, как например SKS GRAND D.A.D. и SKS GRAND M.O.M.

Производители

Существует около 20-ти производителей таких велосипедов и комплектующих к ним. Некоторые из этих фирм занимаются индивидуальным изготовлением рам и вилок по размерам или чертежам заказчика.

Вот самые популярные из них.

Surly

Первая компания начавшая серийно производить фэтвелосипеды. Находится в США. Рамы изготавливаются исключительно из хромомолибдена, что обеспечивает высокую прочность и коррозионную стойкость. Не существует практически ни одного фэтбайка от других производителей, где бы ни встретилась хотя бы одна запчасть с логотипом Surly.

Salsa

Второй крупный производитель фэтбайков, имеет в своем арсенале 3 модели рам, две из алюминия — MUKLUK 2 и MUKLUK 3 и одну модель из титана — MUKLUK Ti. Этой маркой и Surly владеет одна компания — производитель покрышек Innova.

Fatback

Американский производитель, изготавливающий велосипеды хорошего качества.

США, Аляска. Изготавливает сами велосипеды и комплектующие к ним. Рамы делаются из алюминия, легки и прочны.

Sandman

Первый европейский производитель фэтбайков. Продукция со спортивным уклоном.

Фэтбайк в России

На российских просторах фэтбайки появились сравнительно недавно. Основными поставщиками и производителями, являются - Norco, Trek и .

Eltreco отличается от остальных тем, что цена на фэтбайки у них значительно ниже, по сравнению с другими производителями. Кроме того, в модельном ряде Эльтреко, есть и электрофэтбайки - абсолютно новое веяние среди велосипедов данного типа.

В последние годы, крупные поездки на фэтбайках в России проводятся всё чаще. В апреле 2013 года трое велосипедистов из Санкт-Петербурга с успехом проехали на фэтбайках 310 км по снегу вдоль чукотского побережья Северного Ледовитого океана.

Для спортсменов, выступающих на фэтбайках, проводятся соревнования, например "Pugsley World Championships" в городе Декора, штат Айова. Гонка проводится в феврале, на трассе покрытой снегом.

Итак, как мы видим, fatbike - это самостоятельный тип велосипеда. Его можно рассматривать как подтип горного, со своими специфическими особенностями конструкции и применения. Как было сказано на одном форуме - «всепогодный проводник для единения с природой».

Видео фэтбайка

Кто бы что ни говорил, а все-таки фэтбайк не совсем простой велосипед и даже на относительно ровной поверхности он требует усилий для передвижения на нем, не говоря уже об экстремальных ситуациях, когда его надо тащить на себе. Зато, фэтбайк всегда оставляет вам шанс продолжать ехать там, где нужно гарантировано нести на себе пресловутый простой байк. Все, что от вас требуется, чтобы даже в таких условиях получить удовольствие от езды на фэтбайке - переключить на нужную передачу, которая обеспечит такую возможность.

Весной хочется проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Именно в это время девушки начинают задумываться о том, как быстро привести себя в форму после долгой зимы. Совместить полезное и приятное можно с помощью езды на велосипеде - так и мышцы обретут нужный тонус, и свежим воздухом надышитесь вволю. Поэтому с наступлением первых солнечных деньков на улицах появляется все больше велосипедистов, которые зачастую ставят своего железного друга на зимовку с появлением гололеда. А хотите кататься на велосипеде круглый год? Не смейтесь, это возможно. Только вам нужен особенный транспорт - велосипед с широкими шинами. О нем мы вам и расскажем.

Велосипед с широкими шинами: описание общее

Каждый велосипедист гордится своим транспортом и готов расхваливать его целыми днями, а у настоящих фанатов этого спорта в запасе всегда есть несколько историй о невероятных возможностях железного друга. Поэтому неудивительно, что случайно встреченный на улице города велосипед с широкими шинами привлекает к себе внимание и вызывает любопытство.

Как же выглядит это чудо? Внешне этот байк мало чем отличается от обычного, за исключением толстых и широких шин, увеличивающих его проходимость. Благодаря этому на нем можно проехать там, где обычный велосипед придется нести на себе. К тому же данная конструкция позволяет кататься в дождь, в снег и по любому бездорожью. Поэтому велосипед с широкими шинами по праву называют настоящим "джипом". Ведь именно так в автомобилестроении называют класс авто с высокой проходимостью.

Появление новых велосипедов существенно расширило возможности любителей и фанатов активного отдыха. Однако из-за высокой стоимости и малого количества информации о данных моделях "джипа" на двух колесах они еще не получили большого распространения в России. Мы собрали всю известную информацию про велосипед с широкими и комментарии его владельцев. Итак, приступаем к доскональному изучению этого чуда современной техники.

История создания нового велосипеда

Велосипеды с широкими шинами большого диаметра (или фэтбайки) появились на Аляске. Всем известно, что климат здешних мест идентичен нашей сибирской природе, потому и вызвала эта модель большой интерес у россиян. Изобретатель фэтбайка - Марк Грюнвальд - применил для своей первой модели покрышки шириной три дюйма и поместил их на обод, имеющий в диаметре три с половиной дюйма.

В остальном этот велосипед является обычным - несколько скоростей, амортизаторы и тормоза. Хотя существуют модели, где вообще отсутствует амортизационная вилка. Многие велосипедисты утверждают, что на фэтбайке можно передвигаться и без нее, ведь мягкие и широкие шины отлично "поглощают" все выбоины, кочки и встречающиеся на дороге камни.

Особенности фэтбайка

Так как мы уже уточнили, что велосипед с широкими шинами великолепно подходит для езды по бездорожью, то возникает естественное любопытство: что же позволяет ему так успешно преодолевать все препятствия? В чем секрет фэтбайка?

Естественно, в его шинах. Они позволяют регулировать давление в зависимости от покрытия. Если вам необходимо проехать несколько километров по песку или камням, то давление стоит снизить. Сцепление с поверхностью будет больше, и шины "поглотят" все препятствия. Конечно, и передвигаться в таком режиме довольно сложно. Но зато вы сможете проехать в любом месте без проблем.

Если же вы планируете ехать по обычной асфальтовой дороге, то нужно привести давление в шинах к обычной норме и кататься в свое удовольствие.

Учтите, что велосипед с широкими шинами (фото этого чуда техники мы привели ниже) весит немного больше своих собратьев. Но это весьма субъективное мнение, ведь и обычный горный велосипед может быть весьма нелегким.

Обычно вес фэтбайка не превышает семнадцати килограмм, а резина весит около полутора килограмм. Многие поклонники данного транспорта отмечают, что, несмотря на уверения производителей в том, что ход фэтбайка ничем не отличается от обычного велосипеда, им все же пришлось немного менять свой стиль езды. Ведь приходится учитывать, что разгон происходит медленнее, чем обычно, а вхождение в повороты требует некоторой сноровки.

Крылья: за и против

Если вы планируете приобрести обычный фэтбайк или малогабаритный велосипед на широких шинах с крыльями, то спешим вас разочаровать - такой модели вы не найдете. Производители почему-то не выпускают подобные велосипеды с крыльями, их попросту нет ни в комплекте, ни в продаже в качестве дополнительного аксессуара.

Но как же ездить, если фэтбайк изначально предназначен для преодоления грязи и песка? Тут есть два варианта:

  • терпеть грязь на спине и каждый раз стирать одежду после катания;
  • сделать крылья самостоятельно.

Некоторые умельцы советуют распилить обычное крыло и установить его на подставке.

Самые известные производители велосипедов на широких шинах

Неудивительно, что американские производители фэтбайков признаны самыми лучшими среди других фирм. Но и европейские бренды постепенно набирают популярность, поэтому мы решили представить вам ТОП-5 брендов, которые могут похвастаться своими моделями велосипедов с широкими шинами:

  • Surly. Эта компания является лидером по выпуску фэтбайков, она стала первой в США, выпустившей подобную технику на рынок. Известно, что многие компании закупают у Surly детали для своих моделей.
  • Salsa занимает второе место по количеству выпущенных в продажу фэтбайков. За время работы были разработаны несколько видов алюминиевых рам и даже одна титановая.
  • Fatback. Данный производитель может похвастаться хорошим качеством своих изделий, которые имеют своего потребителя.
  • Fatbikes. Компания находится на Аляске, где и родилась модель велосипедов с широкими шинами. Поэтому производитель выпускает очень качественные изделия - легкие и прочные.
  • Sandman - это первая европейская компания, занявшаяся выпуском фэтбайков. Они имеют спортивный уклон и находятся в поиске своего потребителя.

В целом каждая модель этих компаний заслуживает внимания, но не стоит забывать и о цене подобных велосипедов. О ней хочется сказать отдельно.

Стоимость велосипедов

Единственным существенным минусом заокеанских фэтбайков является их цена. Не каждый россиянин может позволить себе велосипед с широкими шинами. Стоимость фирменной модели в специализированных спортивных магазинах начинается от тридцати трех тысяч рублей. Для большинства наших соотечественников, особенно из провинции, эта сумма более чем разорительна для семейного бюджета.

Даже если вы сумеете накопить на такую модель, то в любом случае вам придется докупать еще множество разных мелочей, без которых трудно будет представить себе комфортное катание на велосипеде. Как же быть? Отказаться от мечты и довольствоваться привычным двухколесным другом? Вовсе нет, мы предлагаем вам выход из ситуации - китайский велосипед с широкими шинами. Давайте выясним, насколько изделия данных производителей заслуживают внимания российского потребителя.

Китайские велосипеды: описание

Наверное, весь мир знает, что если где-то появилась новинка, то через несколько месяцев ее копия будет продаваться в Китае. Поэтому неудивительно, что китайские производители весьма активно предлагают на специализированных сайтах фэтбайки различных моделей по весьма демократичной цене. Для сравнения можем привести среднюю цену на велосипед - она не превышает семи тысяч рублей. Конечно, стоит приплюсовать к этой сумме стоимость доставки в Россию. Она будет приблизительно равна цене велосипеда. В итоге вы заплатите около четырнадцати тысяч рублей и станете счастливым обладателем фэтбайка, которым сможете похвастаться перед друзьями.

Из многочисленных компаний, производящих велосипеды на широких шинах, внимания заслуживают модели Danie и Sarma Bikes. О них мы расскажем вам подробно.

Danie, велосипед с широкими шинами из Китая: отзывы

Как и любая техника, этот велосипед имеет свои плюсы и минусы. Начнем с приятного:

  • судя по данной модели очень качественный и надежный;
  • у него отличный дизайн;
  • неплохая проходимость и устойчивость;
  • многие покупатели Danie уже несколько лет катаются на нем зимой и весьма довольны своим железным другом;
  • большая часть отзывов содержит информацию о том, что велосипед оказался неожиданно быстрым.

Минусы у данной модели тоже присутствуют:

  • Danie достаточно тяжел - около двадцати килограммов;
  • при повышении давлении в шинах велосипед долго набирает скорость;
  • отсутствие крыльев заставляет дорабатывать модель самостоятельно.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что Danie - это отличный выбор для тех, кто катается на велосипеде ради своего удовольствия, имеет сильные ноги и не готов выкладывать за покупку большую сумму денег.

Велосипеды родом из Гонконга

Sarma Bikes - это особая компания, она расположена в Гонконге, но многие ее специалисты являются выходцами из России. Поэтому в каждом велосипеде используются новейшие технологии, взятые из авиастроения.

Особенностью всех фэтбайков Sarma Bikes, отмеченной покупателями, является легкость моделей. Обычно вес не превышает пятнадцати килограммов, что очень важно с учетом замедленного разгона. К тому же подобные велосипеды имеют амортизаторы, для некоторых покупателей это существенный факт.

Интересно, что Sarma Bikes - первая из китайских компаний, выпустившая новую модель с электрическим моторчиком. К сожалению, отзывов россиян о данной модели мы не сумели найти. Скорее всего, эта новинка еще не получила большого распространения в нашей стране.

Стоит ли покупать такой велосипед: краткое резюме

Конечно, трудно советовать, стоит ли покупать фэтбайк, если вы не планируете заниматься велоспортом всерьез. Но ведь многие серьезные победы, достижения и увлечения начинались всего лишь с попытки освоить что-то новое. А весна - это самое лучшее время для того, чтобы начать новую жизнь. Дерзайте, и мир заиграет новыми красками.

Сегодняшний выпуск "спец-теста" не совсем обычный. Мало того, что речь пойдет о велосипедах, так еще не простых, а монстрических! Имя им - фэтбайки.

Первые упоминания о велосипедах с гигантскими покрышками относятся к началу 20 века. В конце восьмидесятых начали появляться работоспособные конструкции - например, для преодоления пустынь и снежных трейлов.

Основная идея фэтбайка (или, по-русски, жиробайка) - широченные (до 5 дюймов) покрышки с низким давлением (0.3-1.5 атм), позволяющие радикально увеличить пятно контакта для максимального сцепления.

Поначалу эти байки делали из обычных прогулочных велосипедов-круизеров, но с ростом интереса со стороных жителей прибрежных и снежных территорий, фэтбайки быстро эволюционировали, к концу двухтысячных сформировав собственный класс велосипедов, в котором начали конкурировать крупнейшие производители. В 2013 году первые велосипедисты достигли на фэтбайках Южного полюса Земли. Спрос на фэтбайки продолжил свой рост.

Тестовые модели от крупнейшего американского бренда Specialized - наиболее совершенные модели фэтов этой марки с алюминиевыми рамами (круче - только варианты с карбоновыми рамами). Они совершенно не похожи на классические "пляжные" фэтбайки, скорее, это горные велосипеды с необычно большими колесами.

Отличие между двумя велосипедами - в комплектации. Черный Specialized Fatboy Expert оснащен жесткой карбоновой вилкой, в то время как желто-зеленый Fatboy Pro имеет амортизационную вилку. Какой из них лучше, и вообще, нужны ли такие велосипеды в реальной жизни, и если да - то зачем?

Оборудование тестовых велосипедов относится к высшему классу.

Трансмиссия на Expert - на 20 скоростей (стандарт 2x10). Такая навеска используется на спортивных велосипедах: шатуны E13, переключатели SRAM X.0.

Вилка - жесткая, карбоновая. Передняя ось у Expert имеет ширину 135 мм - как задняя у большинства байков. Спейсинг задней втулки “фэта” - 190 мм. И перья, и вилка имеют запас по ширине для установки еще более толстой покрышки диаметром до пяти дюймов.

Версия Pro имеет более "фрирайдную" навеску.

Амортизационная вилка Rock Shox Bluto RL с воздушной пружиной имеет возможность регулировки жесткости вплоть до полной блокировки. Передняя ось - вставная, шириной 150 мм. Ход вилки составляет 80 мм, ее тонкая настройка облегчается за счет нанесенных на правую стойку индикаторов сэга.

Также в глаза бросается телескопический подседельный штырь, управляемый манеткой на руле - стандарт для фрирайдных и эндуро-байков.

11-ти скоростную трансмиссию SRAM X01(с одной передней звездой Direct Mount и 11-ти скоростной кассетой SRAM X1 сзади). Как вы видите, натяжителя цепи нет - современные звезды типа Narrow-Wide имеют зубья переменной толщины, надежно удерживающие цепь от соскакивания. Шатуны Race Face Next SL известны своим сочетанием прочности и малого веса.

На обоих велосипедах установлены покрышки Specialized Ground Control размерности 26x4.6 дюйма.

Когда читаешь описания и смотришь фотографии, не понимаешь, насколько они огромные. Но это так - покрышки толще, чем у кроссовых мотоциклов, и по размеру близки к автомобильным покрышкам (на фото - покрышки BF Goodrich A/T размерности 245/65 R17).

Широко расставленные грунтозацепы улучшают самоочистку покрышки при езде по грязи.

Для достижения минимального веса колес - ключевого параметра для хорошего наката байка - обода имеют ажурную конструкцию. Впрочем, запас по облегчению на будущее еще есть - в продаже можно найти более легкие покрышки и камеры.

Раз уж речь пошла про вес, то, по неофициальным данным, Expert весит 13.4 кг, а Pro - 14.5 кг (без педалей). Это не так уж много для велосипеда с такими огромными колесами. И тут мы переходим к главному - как это едет?

Чтобы это проверить, мы с друзьями поехали в небольшой велопробег к заброшенной позиции РЛС близ Плещеева озера (г. Переславль-Залесский, Ярославская область). Маршрут протяженностью в несколько десятков километров пролегал преимущественно по грунтовым дорогам, было и несколько асфальтовых километров.

С первых же метров фэтбайк удивляет. Тем, насколько хорошо он катит! Конечно, на идеально ровном асфальте он немного (именно немного!) уступает по накату аналогичному по весу алюминиевому хардтейлу со стандартными покрышками шириной 2.2 дюйма. Но при езде по реальным, разбитым дорогам, фэтбайк значительно комфортнее, чем любой хардтейл: накачанные до 0.5 атмосферы огромные покрышки эффективно аннигилируют все неровности и угловатости, защищая руки и пятую точку от вибраций.

Больше 7-8 PSI или 0.5 атмосферы качать шины смысла нет - этим вы убьете смысл всей идеи. Если давление правильное, то вашей наградой будет фантастический комфорт. С жесткой вилкой едешь, как будто на двухподвесе, при этом фэт гораздо более стабилен: несмотря на угол рулевой трубы в 70.5 градусов, байк идет по траектории невозмутимо, словно каток. Свою роль в такое поведение вносит и длинный задний треугольник (длина нижних перьев 455 мм).

Но и это еще не самое главное. Самое интересное начинается, когда начинаешь дурачиться, то есть ездить по канавам, обочинам, бордюрам, корням, лестницам.

Благодаря тому, что "плюшевые" покрышки буквально растекаются по всем встреченным препятствиям, зацепа у фэта столько, что даже на самой большой звезде сзади мне не хватало сил, чтобы заставить заднее колесо пробуксовывать. Аналогично, заставить фэтбайк пуститься в скольжение при поворотах или на торможении - задача непростая на сухом покрытии.

Езда по косым склонам, песчаным и гравийным кучам, рыхлому грунту еще никогда не приносила мне столько удовольствия! Неудивительно, что фэтбайки изначально были созданы для езды по песку и снегу - на покрытии со слабой несущей способностью они демонстрируют свои лучшие стороны, позволяя спокойно ехать там, где обычные покрышки скользят и проваливаются. Связку из песчаного 120-ти градусного поворота и последующего затяжного подъема по сыпухе проехали без остановки только фэтбайки. Проходимость и держак - на высоте!

Нужна ли фэтбайку амортизационная вилка? При всех своих преимуществах, большие колеса и специфичная "короткая" трансмиссия здорово ограничивают максимальную скорость, а на "равнинных" скоростях амортизирующих свойств покрышек хватает для обработки любых неровностей. Так что вилка нужна фэтбайку только при высокоскоростном катании в горах по сложному рельефу, по камням и т.д. В приципе, это видно и по комплектации "амортизированного" Fatboy Pro: широкий руль, маленькая передняя звезда и телескопический штырь выдают в нем "горное" предназначение. В остальных случаях "мягкая" вилка - лишь балласт, увеличивающий общий вес байка.

Посадка - достаточно спортивная, со значительным наклоном вперед, что обеспечивает байку хорошую развесовку, а райдеру позволяет не уставать даже при длительных поездках.

Комфорт и стабильность быстро сделали фэтбайки любимцами среди участников нашей вылазки. В числе тестеров оказалась и самая известная российская мотогонщица Анастасия Нифонтова , которая в процессе подготовки к мотогонкам постоянно тренируется на различных велосипедах - как горных, так и шоссейных, а также принимает участие в соревнованиях по триатлону.

Вот ее резюме:

"Поначалу эти толстячки вызывали улыбку на лицах искушенной вело публики и их даже в шутку прозвали жиробайками. Но, стоило сесть и прокатиться на одном из них хотя бы пару метров, то снисходительная ухмылка сменялась кивком уважения. Однако, улыбка с лица не сходила ни в первом, ни во втором случае.

Большую часть пути мы ехали по песчаным грейдерам и иногда колеса моего велика противно вязли в размокшей песчаной жиже. В какой-то момент и я решила поддаться искушению попробовать в деле смешной жиробайк. Первым же приятным удивлением было то, что весит он практически столько же, сколько мой модный карбоновый кросс-кантрийный вел Olympia.

Делаю несколько оборотов педалями и понимаю, что катится он по противной, размытой дождем грязюке просто великолепно. Большие толстые колеса не вязнут в грязи, они буквально облизывают все мелкие кочки и камешки и тебя не трясет как на стиральной доске. На удивление, по асфальту он тоже прекрасно катится.

А сколько внимания и улыбок окружающих привлекает к себе этот чудо-аппарат! Все, кто встречался нам на пути, с неподдельным любопытством сворачивали шеи, а стоило остановиться сразу же засыпали вопросами. Скажу честно, я искренне влюбилась в этих толстячков и при возможности обязательно бы обзавелась таким милым двухколесным другом для того чтобы с комфортом и удовольствием кататься в прогулочном режиме и при этом оставаться в центре внимания! "

Действительно, с привлечением внимания фэтбайки справляются на все сто. Местные жители показывают пальцами и на минуту перестают лузгать семки. Рыбаки и прочие грибники уважительно смотрят на покрышки низкого давления, спрашивая, насколько тяжело ехать на них по асфальту. В ответ я обычно проезжал мимо них на заднем колесе - мол, как два байта переслать!

Конечно, современные “плюсбайки” (27+ и 29+, велосипеды с легкими покрышками шириной 2.8-3 дюйма) будут более универсальными, но до брутальной эстетики фэтов им как до луны пешком.

Что касается недостатков, то они тоже нашлись. Первый из них - цена, особенно пугающая людей, которые не разбираются в велосипедах и не знаю, сколько они стоят. Байки- на 100% импортный товар, стоимость которого в России напрямую зависит от курса доллара или евро. Fatboy Expert обойдется в 190 тысяч рублей, Pro - на сто тысяч дороже. Самые простые модели фэтбайков Specialized начинаются от 114 тысяч рублей. Топовый карбоновый фэт от “спеша” стоит более 450 тысяч рублей, как спортивные велосипеды… Увы, таковы наши экономические реалии. С другой стороны, в Европе эти велосипеды стоят ровно столько же. Хороший велосипед - штуковина дорогая!

Далее, дисковые гидравлические тормоза Shimano (XT на Pro и Deore на Expert) работали адекватно при сухой погоде, но через несколько часов езды по грязи под ливнем, мощность тормозов на обоих велосипедах несколько снизилась. Возможно, были изношены тормозные колодки - у тестовых велосипедов нелегкая жизнь. Примечательно, что трансмиссия обоих байков при этом работала, как часы.

Еще один недостаток "фэта" вытекает из особенностей конструкции, а точнее, грандиозной ширины покрышек и ободов. Зафиксировать байк на стандартном велобагажнике на крышу автомобиля непросто, для этого необходимо полностью сдувать покрышку. Чтобы избежать этих танцев с бубном, я использовал для перевозки байков пикап Mitsubishi L200.

Два жиробайка и куча всякого барахла поместилась в кузов под крышку без каких-либо проблем.

Подведем итог. Specialized Fatboy - это прекрасный способ разнообразить повседневное катание. Он катит гораздо лучше, чем от него ожидаешь, при этом проходимость просто феноменальная. Лучше всего достоинства "фэта" раскрываются при езде по рыхлому грунту, но и на обычных дорожках он гораздо комфортнее традиционных горных велосипедов.

Это не спортивный велосипед, и это не замена традиционным байкам, но это генератор удовольствия. Если вы ищете новых ощущений от катания, и не боитесь всегда быть в центре внимания, то фэтбайк Specialized - это ваш выбор!

Велосипеды предоставлены на тест магазином