Как часто меняют воздушный фильтр двигателя: правила и рекомендации. Как заменить воздушный фильтр своими руками Переделать воздушный фильтр

Любой автовладелец в процессе эксплуатации индивидуально подходит к обслуживанию своего автомобиля. Одни следует по строго установленному регламенту и производят технические осмотры и замену “расходных” запчастей, прописанные в руководстве по обслуживанию автомобиля. Другие владельцы, хорошо изучив свой автомобиль, производят внеплановые замены необходимых элементов.

Чаще всего происходит так, что владельцы производят , масляных фильтров, но такие элементы как или воздушный фильтр остаются не тронутыми. Изредка может производится внешний осмотр некоторых элементов. Ошибочным мнением большинства автолюбителей является то, что “расходные” элементы имеют более длительный срок использования, нежели он прописан в руководстве по эксплуатации. Зачастую, визуальной осмотр не позволяет выявить некоторых проблем или неисправностей конкретной запчасти.

Как известно, даже малейший технический элемент очень важен для правильной работы двигателя автомобиля. Контроль осуществляется за любыми процессами, и процесс сгорания топлива не исключение. Для данного процесса необходимы условия, при которых он будет максимально эффективным. Одним из важных составляющих процесса сгорания топлива является чистый воздушный фильтр. Ведь без наличия воздуха, топливо не будет подвергаться воспламенению. Именно поэтому ключевым фактором эффективности процесса сгорания является своевременная замена воздушного фильтра.

В данной статье мы рассмотрим и расскажем о том, зачем нужен воздушный фильтр, как заменить воздушный фильтр, как часто нужно менять воздушный фильтр.

Для чего используется фильтр

Давайте рассмотрим, для чего и зачем нужен воздушный фильтр? Как известно, для корректной работы любого силового агрегата необходим воздух. Он является неотъемлемой составляющей процесса сгорания топлива. По некоторым данным, на 1 литр топлива должно приходиться порядка 15 литров воздуха. Помимо этого, ключевым фактором является качество воздуха. Проблему некачественного воздуха решает воздушный фильтр.

Воздушный фильтр представляет собой войлочный, матерчатый или бумажный элемент, предназначенный для фильтрации воздуха от пыли и иных загрязнений внешней среды. Фильтр начинает свою работу с начала запуска двигателя, и до его полного выключения, очищая большие потоки воздуха от загрязнений, которые способны снизить работоспособность некоторых запчастей.

Каждый из нас наблюдал, какое количество пыли собирается возле машины при движении по песку или проселочной дороге. Большинство этих загрязнений попадают в подкапотное пространство. Все эти загрязнения попадают в двигатель, а соответственно, и в автомобильное масло, что будет способствовать повышенному износу поршней(а это означает ), коленвала, подшипников и иных важных элементов, а также уменьшит срок эксплуатации транспортного средства. Воздушный фильтр служит прямой преградой от попадания различных частиц внешней среды во внутренности ДВС.

Нужно понимать, что даже самые дорогие и качественные фильтры неспособны служить вечно. Через определенное время они забиваются и не дают должного эффекта от своей главной задачи. Следовательно, очень важно беспокоиться о состоянии воздушного фильтра и вовремя его менять.

Устройство воздушного фильтра

Традиционный воздушный фильтр представляет собой обод или квадрат, по диаметру которого расположены фильтрующие соты. Фильтр состоит из двух уплотнителей, посередине которых размещена бумага для фильтрации. Чаще всего, фильтрующая бумага выполняется из целлюлозного волокна, которая пропитывается специальными средствами. Пропитка служит преградой от влаги, масла и паров сгораемого топлива.

В наиболее дорогих и качественных фильтрах используют бумагу на синтетической основе. Синтетика позволяет задерживать в себе наибольшее количество загрязнений, которые попадают из внешней среды. Помимо этого, синтетические фильтры имеют наименьшее сопротивление воздуху, нежели привычная целлюлоза.

Говоря о принципе работы воздушного фильтра, можно объяснить его следующим образом. Воздух из окружающей среды попадает в специальный патрубок приема воздуха. Весь воздушный поток проходит через фильтрованную бумагу, которая расположена по периметру таким образом, чтобы исключить возможность попадания различных загрязнений. Фильтр, через который проходит воздух, задерживает в себе все инородные частицы пыли и грязи, вследствие чего, воздух очищается и проходит через впускной коллектор ДВС. Таким образом, воздушный фильтр выполняет свою задачу в полной мере.

Виды воздушных фильтров

На данный момент воздушные фильтры можно классифицировать на следующие виды:

  • В зависимости от материала бумаги, из которой изготовлена фильтрующая основа, существуют фильтры из целлюлозы или синтетики.
  • По количеству степеней фильтрации существуют одноступенчатые и многоступенчатые фильтры.
  • Фильтры нулевого сопротивления.

Бумажные или синтетические фильтры получили наибольшее распространение. В таких фильтрах в качестве фильтрующей основы используется бумага ребристой конструкции, что позволяет задерживать в себе мелкие частицы размером до 1 микрона. Помимо этого, такая бумага обладает специальной пропиткой, что позволяет задерживать в себе не только частицы пыли, но и влагу, остатки масла. Данный тип фильтров не предусмотрен для неоднократного использования. По мере их загрязнения производится замена.

Многие из нас слышали о фильтре “нулевике”. Что же он из себя представляет?

Фильтр нулевого сопротивления отличает от других видов неоднократная пропитка фильтрующего элемента, располагаемого между двумя сетками из алюминия. Своё название фильтр получил из-за способности пропускать через себя огромные потоки воздуха, выдавая наименьшее сопротивление. При всем этом, фильтрующая способность фильтра не ухудшается. Он способен задерживать в себе большое количество пыли и остатков грязи, которые задерживаясь в фильтре, не будут увеличивать сопротивление воздуху. С таким фильтром автомобиль не будет испытывать “кислородного голодания”.


Для чего необходима регулярная замена воздушного фильтра

Большинство автовладельцев задаются вопросом, а зачем нужна периодичная замена воздушного фильтра?

Ни для кого не секрет, что внутри двигателя происходит горение топлива. Стоит отметить, что сгорает не конкретно топливо, а, так называемая, топливная смесь – то есть воздушно-топливная смесь. Соответственно, на данный процесс огромное влияние имеет качество поступаемого воздуха.

Существуют различные типы двигателей внутреннего сгорания: атмосферные, компрессорные или турбированные.

Атмосферные двигатели работают по принципу пылесоса, затягивая воздух в цилиндры. Движение цилиндров создаёт некое разрежение, за счёт которого происходит поступление воздуха.

Что касаемо и компрессорных двигателей, то в них воздух поступает в принудительном порядке за счёт турбины или компрессора. Такие двигатели потребляют большее количество топлива, но при этом имеют увеличенную мощность.

Говоря о различных типах двигателей, можно сделать вывод, что их основное сходство заключается в заборе воздуха из внешней среды. Говоря простыми языком, в двигатель попадает воздух из окружающей нас среды. Именно поэтому роль воздушного фильтра очень велика. Он позволяет задержать всю мелкую грязь и частицы пыли, тем самым исключая возможность попадания загрязнений в цилиндры двигателя.

Одной из важных функций воздушного фильтра является качество фильтрации. Но стоит отметить, что при этом объём воздуха, поступаемого в двигатель, не должен уменьшаться. Проще говоря, в двигатель должно попадать необходимое для корректной работы количество очищенного воздуха, чтобы обеспечивать наиболее эффективный и качественный процесс сгорания топливно-воздушной смеси.

В противном случае, двигатель, работающий на смеси, в которой преобладает топливо без воздуха, начинает работать некорректно. Автомобиль начинает расходовать большее количество топлива, в значительной мере уменьшается мощность, появляются рывки при разгоне и . При этом, топливная смесь в цилиндрах будет сгорать не в полной мере. Соответственно, это может быть последствием заливания свечей зажигания, попадания топливных остатков в моторное масло, что не позволяет говорить о правильной работе силовой установки.

Когда следует менять воздушный фильтр

Как вы уже поняли, качество и количество поступаемого в двигатель воздуха, играет колоссальную роль в работе ДВС. Поэтому очень важно соблюдать определенную периодичность замены воздушного фильтра.

Отвечая на вопрос: “Как часто нужно менять воздушный фильтр?” нельзя дать однозначного ответа. Большинство автолюбителей действуют по регламенту и производят замену при каждом техническом обслуживании. Обычно интервал периодичности ТО варьируется, в зависимости от автомобиля, от 10 до 30 тысяч километров.

Также, существуют автовладельцы, которые занимаются самостоятельным обслуживанием. Очень часто они не обращают внимание на такой элемент, как воздушный фильтр, а производят лишь привычную для них замену расходных запчастей.

Обслуживание автомобиля по строгой периодичности регламента не будет с наибольшей вероятностью сигнализировать о том, что воздушному фильтру не понадобится замена раньше прохождения ТО. Особенно в тёплое время года, когда на дорогах большое количество пыли, песка, земли и иных мелких частиц, способных проникать в подкапотное пространство автомобиля. Именно в это время необходимо не забывать смотреть на состояние воздушного фильтра и производить его замену при необходимости. И напротив, эксплуатируя автомобиль в зимнее время года, где количество мелкой пыли намного меньше, воздушный фильтр не придётся менять часто.

Периодичность замены воздушного фильтра напрямую зависит от степени эксплуатации автомобиля. Если же замена воздушного фильтра давно не производилась, то основными индикаторами, сигнализирующими о необходимости его замене будут:

  • Значительное уменьшение мощности автомобиля
  • Разгон с ощутимыми рывками
  • Увеличенный расход топлива
  • Редкие
  • Преобладание углекислого газа при выхлопе

Безусловно, нет смысла дожидаться появления таких индикаторов. Куда легче заранее позаботиться о замене одного элемента, чем в последствии заниматься ремонтом силового агрегата в целом.

Как поменять воздушный фильтр

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что загрязненный воздушный фильтр может привести к нежелательным последствиям. Поэтому важно знать, как подобрать и как поменять воздушный фильтр.

Воздушный фильтр обычно выполняется в форме цилиндра или прямоугольника, внутренность которого напоминает “гармошку”. Та самая “гармошка” и служит фильтрующим элементом. Данный элемент выполняется из разных материалов, например, целлюлозы, картона или синтетики. Вдобавок к этому, фильтрующий элемент может быть пропитан специальными средствами, чтобы сдерживать влагу или остатки моторного масла.

Чтобы понять, требуется ли заменить воздушный фильтр, необходимо произвести его визуальный осмотр. Он располагается в подкапотном пространстве, закрытый в специальном пластиковом боксе. Нужно снять крышку пластиковой коробки. Обычно крышка крепится на защёлки или несколько винтов. Демонтировав крышку, достаём воздушный фильтр и проводим его внешнюю оценку. Производители фильтров специально выполняют его в наиболее ярких цветах (ярко жёлтый или оранжевый), чтобы нагляднее понять степени его загрязнения.

Если фильтр загрязнен и требует замены, то это будет легко понять по смене его цвета в более серые оттенки цветов, а также по наличию грязи и пыли. Для более наглядного осмотра, можно проанализировать степень загрязнения, рассмотрев фильтр на солнечный просвет. Если же воздушный фильтр имеет всё те же яркие цвета и при визуальном осмотре не наблюдаются большие скопления грязи, то его можно установить обратно и продолжать эксплуатацию автомобиля. В противном случае, следует прибегнуть к его срочной замене.


Для не потребуется особых знаний, усилий и времени. Как уже говорилось выше, фильтр располагается в подкапотном пространстве. Если существуют сомнения насчёт его месторасположения, то можно обратиться к технической документации по эксплуатации автомобиля. Из подручных средств могут понадобиться лишь отвертка или гаечный ключ. В целях безопасности, рекомендуется снять клеммы с аккумулятора. На современных автомобилях крышка пластикового бокса, в котором расположен фильтр, крепится на защёлках.

После демонтажа крышки, старый воздушный фильтр необходимо вытащить, очистить короб от имеющейся грязи и мусора, а затем на место старого установить новый. Стоит отметить, что новый фильтр в большинстве случае покрыт защитной пленкой, которую необходимо удалить при замене. Вдобавок к этому, не забудьте удостовериться в правильности расположения фильтра (верх-низ). После этого крепим крышку пластикового короба обратно. На этом процедура замены завершается.

В заключение стоит сказать, что воздушный фильтр – важный элемент правильной работы двигателя автомобиля. Своевременная замена фильтра не затратит у вас много времени и средств, а также исключит возможность возникновения непредвиденных поломок силового агрегата.

Работа двигателя внутреннего сгорания (ДВЗ) основывается на сгорании топливно-воздушной смеси, поэтому без очищенного воздуха, который попадает в камеру сгорания вместе с топливом, о полноценной работе двигателя не может быть и речи. Поэтому на все автомобили устанавливается воздушный фильтр, а на некоторые модели даже несколько. Он нужен для стабилизации температуры топливной смеси, поглощения шума во время впускного такта и, разумеется, для очистки воздуха от мелких частиц и пыли. Но фильтрующий элемент со временем выходит из строя (загрязняется или спрессовывается), поэтому водителям нужно знать, как поменять воздушный фильтр.

Несвоевременная замена воздушного фильтра приводит к неправильной работе двигателя – неравномерная работа на холостом ходу, плохой запуск и т.д. Все эти сбои вызваны снижением количества подаваемого воздуха. К тому же присутствие мелких частиц в топливной смеси не позволяет ей сгореть полностью, поэтому повышается вероятность образования опасных примесей в выхлопных газах. Все эти проблемы можно устранить, выполнив замену воздушного фильтра своими руками. Подробнее об этом процессе и пойдет речь в данной статье.

Все люди, изучающие устройство автомобиля, понимают, что он работает не только за счет бензина, газа или дизельного топлива, но также и за счет обычного воздуха, которого, кстати, для полноценной работы транспортного средства должно быть в 15 раз больше. Но благодаря неблагополучном состоянии атмосферы в состав топливной смеси, помимо самого топлива и воздуха, входят различные примеси в виде частиц масла, семян растений и пыли. Все эти элементы, попадая в двигатель, снижают его работоспособность.

Чтобы предотвратить поломки двигателя и сэкономить целое состояние на его ремонте, необходимо своевременно менять данный фильтрующий элемент. Для тех автомобилистов, кто не знает, где находится топливный фильтр, ответ очень простой – над карбюратором (читайте также: ), то есть, внутри воздухозаборника. Это касается практически всех моделей, начиная от ВАЗ 2101, 2105, 2108, и заканчивая Део Ланос или Рено Меган.

Инструкция по эксплуатации транспортного средства содержит в себе информацию о рекомендуемых сроках замены всех видов фильтров, в том числе и воздушного. Но эти сроки могут немного корректироваться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Например, если авто использовалось исключительно на чистых асфальтовых дорогах, то замену нужно проводить каждые 10 000-15 000 км. При эксплуатации на запыленных дорогах замена проводится гораздо чаще (примерно через 7 000-8 000 км пробега).


Как выглядит грязный воздушный фильтр

Существуют факторы, появление которых является поводом для замены воздушного фильтра. К ним относится:

  • снижение мощности двигателя;
  • частый перегрев мотора;
  • изменение состава выхлопных газов (количество углекислого газа увеличивается);
  • увеличение расхода горючего.

На заметку! Некоторые автомобилисты могут ошибочно принять засоренность воздушного фильтра за какой-нибудь другой сбой в работе топливной системы. Поэтому перед проведением замены необходимо провести диагностику авто.

Вовремя произведена замена обеспечивает подачу очищенного воздуха в цилиндры двигателя, поддерживает нормальную реакцию горения и защищает детали поршневой группы от негативного воздействия разных элементов (органических и неорганических). Провести проверку состояния и замену воздушного фильтра можно как самостоятельно, так и в станциях специализированного обслуживания. В первом случае вы сможете сэкономить немного денег на услугах работников СТО. Но если у вас нет свободного времени или вы просто не хотите этим заниматься, то лучше доверить это дело квалифицированным специалистам.


Если же вы планируете ремонтировать свое авто сами, тогда следует учесть несколько нюансов. Например, снимать старый фильтр, чистить его от пыли и грязи, а затем устанавливать обратно, нельзя. Все детали имеют свой срок службы, поэтому «профилактическая чистка» не поможет защитить двигатель от возможных неисправностях, о которых говорилось ранее. Также необходимо правильно подобрать фильтрующий элемент. Это касается не только производителя, но также способа очистки и особенностей конструкции.

Определяемся с выбором

Воздушные фильтры, устанавливаемые на автомобили, классифицируются по нескольким признакам, например, по методу очистки и по конструктивным особенностям. Если рассматривать первый критерий, то фильтрующие элементы делятся на 3 вида: бумажные, инерционные и «нулевики» (фильтры, обладающие нулевым сопротивлением). Рассмотрим каждый из этих видов отдельно.

Бумажные

Данный вид фильтров является самым распространенным среди автомобилистов, так как в качестве фильтрующего материала производители используют специальную плотную бумагу, которая обладает пористой структурой. Такая бумага способа задерживать даже самые маленькие частицы величиной от одного микрона. Особенность фильтрующей бумаги заключается в наличии специальной пропитки, благодаря которой фильтр не потеряет своих очищающих свойств даже при контакте с топливом, смазочными материалами или даже с водой.


Бумажный воздушный фильтр из автомобиля Москвич

Чтобы увеличить площадь рабочей поверхности, конструкторы сложили многослойный материал в форме гармошки. После исчерпывания своего ресурса, бумажные фильтры меняются, ведь они восстановления не подлежат.

Инерционные

Как правило, данный вид фильтров используется только на старых моделях. Их работа заключается в наличии специального элемента внутри корпуса – мочалки из лески. При попадании в фильтр, воздух резко меняет траекторию движения. При этом мелкие частицы пыли остаются внутри этой мочалки, а более крупные – падают на дно. Если бумажные фильтрующие элементы нужно периодически менять, то с инерционными фильтрами такой необходимости не было. Достаточно разобрать фильтр и почистить мочалку от скопившейся грязи. После такой процедуры можно было дальше ездить.


На заметку! Более современные варианты инерционных воздушных фильтров наполняли маслом, которое находилось на дне корпуса. Его задача состояла в более качественном улавливании частиц пыли, что положительно сказывалось на работе двигателя.

«Нулевики»

По конструкции эти фильтры практически ничем не отличаются от бумажных, за исключением материала фильтрующего материала. В фильтрах с нулевым сопротивлением используется поролон или марля, пропитанная специальными средствами. Такие фильтры можно использовать повторно, только перед установкой необходимо провести чистку с помощью шампуней.

Стоимость нулевых фильтров на порядок выше бумажных, поэтому они редко используются на обычных автомобилях. Но на спорткарах эти фильтры устанавливаются часто, что связано с минимальным сопротивлением и хорошей пропускной способностью.


Также классификация воздушных фильтров проходит и по особенностям конструкции. Здесь выделяются панельные, кольцевые и цилиндрические фильтра. Все они отличаются между собой только по конструкции, технология замены везде одинаковая. Эта информация поможет выбрать подходящий тип фильтра для вашего авто. Разумеется, при выборе бренда экономить не рекомендуется, так как дешевый элемент не будет должным образом очищать воздух, что приведет к быстрому износу двигателя.

Инструкция замены

С заменой фильтра воздушного сможет справиться даже начинающий автомобилист, который до этого видел эту деталь только на рисунке. Нужно лишь подготовить крестовидную и плоскую отвертку, гаечный ключ и, соответственно, новый фильтр. Далее необходимо следовать пошаговой инструкции, приведенной ниже.

Шаг 1. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз, припарковав его перед этим на ровной поверхности. При необходимости можно использовать противооткатные клинья или обычный кирпич для фиксации колес. Если у вас модель с автоматической КПП, тогда нужно поставить рычаг в режим «Р» и выключить зажигание.



Шаг 2. Вам нужно добраться к двигателю автомобиля, поэтому для работу потребуется поднять капот. Как правило, нужный рычаг находится на водительском месте, где-то под приборной панелью или в боковой части водительского сидения. Подняв капот, зафиксируйте его в таком положении.



Шаг 3. Отыщите под капотом блок воздушного фильтра. На большинстве моделей он расположен сверху на моторе, хотя могут быть исключения. На старый советских моделях фильтрующий элемент спрятан под большой круглой крышкой, выполненной из металла. На более современных моделях фильтр смещен немного в сторону.



Шаг 4. Открутив все крепежные элементы, снимите крышку воздушного фильтра. В зависимости от модели транспортного средства, в качестве элементов крепления могут выступать шурупы, болты или обычные гайки-барашки.



Шаг 5. Достаньте фильтрующий элемент. После того, как вы снимите крышку, сам фильтр уже ни к чему не будет крепиться, поэтому аккуратно извлеките его из корпуса.



Шаг 6. Очистите внутреннюю часть корпуса фильтра от грязи и пыли, которая скопилась там за время эксплуатации транспортного средства. Но перед чисткой вентиляционный канал, ведущий к двигателю, нужно закрыть от попадания пыли. Это можно сделать при помощи обычного скотча.



Шаг 7. Установите новый фильтр на место, слегка приподняв резиновый ободок.



Шаг 8. Поставьте крышку фильтра на место и закрепите ее шурупами и зажимами, которые вы ранее снимали. Все крепления должны быть надежно зафиксированными. После этого аккуратно покачайте корпус воздушного фильтра руками, чтобы убедиться, что крышка была прикручена правильно. Регулярно проводите чистку корпуса от грязи

Шаг 10. Проводите замену воздушного и других видов фильтров согласно руководству по эксплуатации. Это позволит избежать возможных поломок в будущем.



Замену выполняйте согласно руководству по эксплуатации

Некоторые модели автомобилей с полным приводом, помимо обычного воздушного фильтра, имеют еще и промасленный. Также эти два фильтра могут стоять одновременно, поэтому если вы не уверены, тогда лучше обратиться к специалистам. В специализированных магазинах можно найти все необходимое для чистки фильтрующего элемента и корпуса фильтра от грязи и пыли.

На заметку! Очистка старого фильтра от пыли – это не более, чем временная мера, так как потом вам все равно придется устанавливать новый элемент. Специалисты не рекомендуют долго эксплуатировать авто со старым воздушным фильтром, пусть даже и прочищенным от грязи.

Теперь вы можете заменить воздушный фильтр своими руками, не обращаясь за помощью к сотрудникам СТО. Это позволит не только сохранить свои кровные, но и получить хороший опыт в с плане техобслуживания автомобиля. Если возникли какие-либо вопросы – задавайте их в комментарии. Мы с радостью ответим на них!

Видео – Замена воздушного фильтра на Лада Калина

Кто из автолюбителей не знает что такое воздушный фильтр? Наверное нет такого владельца, который хотя бы раз не сталкивался с необходимостью его замены на своем транспортном средстве. Ничего сложного в этом процессе нет, однако, зачастую, менять его берутся только тогда, когда он совсем изнашивается и приобретает вид старой потрепаной тряпки.

Конечно, такое положение вещей не самым лучшим образом влияет на работу двигателя, так как изношенный фильтр не может гарантировать качественную очистку воздуха и в мотор, вместе с ним, попадают разные загрязняющие вещества, влияющие на стабильность рабочего процесса силового агрегата. Поэтому, производить замену этой детали необходимо вовремя, как только появляются первые признаки изношенности. Как выбрать замену воздушного фильтра и как правильно его заменить, Вы сможете узнать дочитав до конца данную статью.

1. Что такое воздушный фильтр?

Практически каждый автовладелец, которому хоть раз приходилось заглядывать под капот автомобиля знает, что работоспособность транспортного средства обеспечивается не только за счет топлива, но и за счет воздуха, объем которого в несколько раз больше.

Такое соотношение пропорций выходит из условий сгорания топлива, ведь для правильного проведения процесса необходимо, чтобы воздуха в горючей смеси было в 15-20 раз больше нежели самого бензина (или диз. топлива). Тоесть, стандартный автомобиль, за 100 километров пробега, использует 12-15 кубических метров атмосферного воздуха. И все бы ничего, если бы не одно «но»…В окружающем воздухе, кроме полезных газов, содержится приличное количество механических примесей, включающих в себя пыль, капельки масел, семена растений и прочие микроскопические загрязняющие вещества. Если перед подачей в двигатель машины, такой воздух не очистить, все его составляющие попадут внутрь мотора, действуя на трущиеся детали как абразив, тем самым ускоряя их износ.

Понятно, что через некоторое время, работа силового агрегата ухудшится и полный выход из строя данной детали, не заставит себя долго ждать. Что бы ресурс двигателя, не сокращался с феноменальной скоростью, необходимо очищать воздух, как только он попадает во внутреннее пространство транспортного средства. Именно для этих целей применяется воздушный фильтр, однако, это не единственная его функция. Также, он выступает в роли шума, распространяющегося по всему впускному тракту, а в бензиновых двигателях еще и регулирует температуру горючей смеси.

Важный показатель фильтрующего элемента – это максимальное сопротивление всасываемому воздуху, который не столько отображает качество работы самого фильтра, сколько отмечает эксплуатационные показатели двигателя при недостатке воздуха в ходе смесеобразования. Чем сильнее загрязнен фильтрующий элемент, тем выше уровень его сопротивления воздушному потоку, что в свою очередь, ограничивает количество необходимого для смесеобразования воздуха. В некоторых рабочих режимах, это приводит к большему обогащению смеси и к неполному ее сгоранию. Другими словами, при большем потреблении топлива, мощность двигателя падает. Что бы не возникало подобных проблем, фильтрующий элемент следует периодически менять.

Считается, что оптимальная периодичность данного процесса, должна составлять примерно 10 000 километров пробега, но это только в том случае, когда тревожные признаки этой необходимости не появились раньше. Главным показателем является повышенный уровень выхода углекислого газа из выхлопной трубы автомобиля (можно измерить на любом СТО), а если при этом еще и мощность снизилась, то проверить описанную деталь точно будет не лишним. Кроме того, владельца должен насторожить резко увеличившийся , особенно если он идет в комплекте с описанными выше проблемами.

Но как выполнить замену, если Вам раньше не приходилось сталкиваться с подобной неисправностью? Не волнуйтесь, ничего сложного в этом процессе нет, а определить место нахождения детали нетрудно, надо только посмотреть на внутреннюю часть воздухозаборника, которая располагается в верхней части Более детально весь процесс демонтажа старого фильтра и установку нового, мы опишем чуть позже, а пока выясним как правильно подобрать замену вышедшей из строя детали.

2. Как правильно выбрать сменную деталь?

Если Вы думаете, что знаний правильной замены воздушного фильтра будет достаточно, то спешу Вас огорчить: не менее важным есть процесс правильного подбора сменной запчасти, а тут иногда возникают проблемы. Дело в том, что все фильтры классифицируются по принципу работы, тоесть исходя из количества ступеней очистки, через которые проходит воздух и принципа улавливания частиц пыли. Также, они могут быть «мокрыми» и «сухими», при чем оба варианта не отличаются сложной конструкцией. В первом случае, процесс фильтрации проходит с использованием минерального масла, залитого в специальный корпус, а во втором, роль очищающего элемента отведена специальной гофрированной бумаге.

В наше время, большей популярностью пользуются «сухие воздушные фильтры». Корпуса таких деталей изготавливаются из специального пластика, а начинка состоит из особой пластиковой бумаги, способной эффективно очищать входящие в двигатель потоки воздуха. Герметичность всей конструкции обеспечивает некий полимерный состав – пластизоль , которым заполняются стыки между корпусом и картриджами. Сухие воздушные фильтры обеспечивают очистку входящего воздушного потока на 99,6%, однако, при увеличении коэффициента очистки, серьезно снижается мощность мотора, особенно если фильтрующий элемент забит пылью и грязью. Поэтому, можно рассмотреть вариант покупки поролонового фильтра, который поддается разборке, а значит почистить фильтрующий элемент Вы сможете самостоятельно (после демонтажа достаточно промыть его в теплой мыльной воде и установить корпус на место).

Если Вам необходимо получить низкое сопротивление входящему воздуху, то при выборе стоит рассматривать фильтры с нулевым сопротивлением, которые, кстати, входят в стандартную комплектацию тюнинга двигателя (если нужно увеличить его мощность).

Главными проблемами таких фильтров есть дороговизна и высокая требовательность в обслуживании, так как для промывки картриджей придется покупать специальный раствор. Положительный момент использования заключается в повышении мощности двигателя (на высоких и низких оборотах) и громкости его звучания.

Для тюнинга автомобиля, лучше выбирать воздушные фильтры класса «Сold air intake». Система таких деталей являет собой длинную стальную трубу, уходящую под нижнюю часть мотора. Принцип ее действия довольно прост: чем холоднее поток воздуха, тем выше мощность автомобильного двигателя. Основным недостатком такой системы есть слишком высокая цена, кроме того, для ее установки придется полностью снять переднее колесо. Однако, как говорится, «дело хозяйское» и если Вам очень важна мощность двигателя, то, наверное, стоит потратиться и купить именно этот фильтр.

Также, рядом с мотором устанавливают «короткие» впускные системы, состоящие из не очень длинной металлической трубы, с прикреплённым к ней фильтрующим элементом. Недостатком подобного воздушного фильтра, в первую очередь, есть создающийся им шум, на втором месте находится способность засасывать в камеру сгорания мотора горячий воздух, что негативно сказывается на мощности силового агрегата. Однако, в сравнении с предыдущими вариантами, его намного проще устанавливать, да и стоимость такой детали значительно ниже, что также является важным критерием в ситуации выбора.

Достоинствами обычных, «сухих» воздушных фильтров (устанавливаются не из соображений тюнинга, а исходя из более насущной проблемы – стандартной фильтрации воздуха) есть простота эксплуатации, незначительный вес и невысокая цена, благодаря чему покупка сменной детали не будет так ощутима для семейного бюджета. К основным недостаткам, автовладельцы обычно относят повышенную чувствительность к механическим нагрузкам и отсутствие возможности ремонтных мероприятий.

«Мокрые» (или масляные) разновидности, наоборот, подходят для многократного использования и не нужно долго разбираться с процессом замены воздушного фильтра: достаточно просто вымыть корпус и залить новую жидкость. Минусом таких деталей есть низкая производительность, из-за чего, в настоящее время, они практически не используются.

Чаще всего, с точки зрения отечественного автопрома, масляные воздушные фильтры лучше всего подходят для установки на автомобили марки «Газель», а также для других грузовых транспортных средств. Их конструкция остается несменной уже много лет, главным элементом которой есть жестяная емкость для залива минерального масла (можно недорогого), об которое, на полной скорости ударяется поток воздуха, очищаемый таким способом до нужного уровня. , в таком случае, будет иметь минимальный износ.

3. Замена воздушного фильтра своими руками?

Ну что ж, с желаемой частотой замены и возможными видами воздушных фильтров мы разобрались, теперь перейдем к инструкции их установки. Естественно, на подготовительном этапе, нужно сначала посетить автомагазин и выбрать подходящую модель детали, при чем она должна соответствовать не только марке транспортного средства, но и требованиям высокого качества: внимательно осмотрите корпус, на нем не должно быть каких либо царапин или повреждений, а места соединений обязаны герметично заделываться.

Следующим шагом, на пути замены воздушного фильтра, есть демонтаж старой детали. Что бы добраться до него, необходимо открутить крепления, фиксирующие крышку устройства, а затем снять ее. Зачастую она держится с помощью обычного гаечного соединения, а значит достаточно воспользоваться простым гаечным ключом на «10». Если Вы обнаружили крепления другого рода, то подбирать инструмент надо по обстоятельствам. Для этого, не лишним будет заранее подготовить ящик с инструментами, а также чистую тряпку, так как перед заменой картриджа воздушного фильтра, следует хорошо вытереть сам корпус (от пыли и следов эксплуатируемых жидкостей). При его очистке важно не забыть обработать и отверстия, через которые воздух попадает внутрь. И наконец, последний и самый важный шаг – это монтаж нового фильтрующего элемента (только не забудьте снять с него защитный бумажный слой).

В принципе, сам процесс установки просто супер элементарный, ведь достаточно вставить запчасть в корпус и закрутить крышку. Однако, стоит помнить, что такие предметы подходят только для одноразового использования, а значит продувать и чистить старые элементы категорически запрещается, это может привести к поломке двигателя и довольно дорогостоящему ремонту. Информацию о полной замене воздушного фильтра, Вы сможете узнать из технической документации транспортного средства.

3 октября 2016

Воздушный фильтр в машине следует менять не реже, чем рекомендовано производителем. Это важный элемент, так как воздух, проходя через него, участвует в рабочей смеси в виде окислителя. Если прошедший систему очистки воздух будет загрязнен, это повлечет за собой повышенный износ элементов мотора. Раньше срока выйдет поршневая группа двигателя и подшипники коленчатого вала. Это будет следствием содержания большого количества пыли в моторном масле. Пыль действует на смазываемые детали как абразивный материал.

Частота замены фильтра?

Иностранные производители обычно дают рекомендации, как часто надо менять фильтрующий воздушный элемент - не реже одного раза на пятнадцать тысяч километров. На отечественных машинах ресурс меньше - до 10 000 километров. Однако важную роль здесь играет еще и пробег автомобиля и условия эксплуатации. Так, в зимний период, когда пыль на дорогах практически отсутствует, периодичность замены воздушного фильтра можно несколько уменьшить.

Напротив, при эксплуатации в основном в запыленной среде, для продления ресурса мотора фильтр придётся менять чаще. Косвенными признаками необходимости проведения обслуживания системы очистки воздуха являются:

  • увеличенный расход топлива;
  • снижение мощности силового агрегата;
  • повышенный процент углекислого газа в выхлопе;
  • затрудненный пуск двигателя.

Если подобные признаки появились, не затягивайте с заменой воздушного фильтра, в противном случае в скором времени его рабочий элемент порвется, а вам, если не обращать внимание на ухудшение работы силового агрегата, в конечном итоге придется перебирать мотор гораздо раньше положенного времени.

Влияние материалов фильтра на сроки его замены

Во многом ресурс элемента очистки воздуха зависит от состава фильтрующего материала. В классическом варианте он изготавливается из бумаги, пропитанной спец. составом, самые современные же элементы изготавливаются из синтетики. Это увеличивает время эксплуатации расходного материала, а о том, когда менять подобные фильтры, производители дают свои рекомендации.

Продлить «пробег» элемента очистки воздуха можно только бережной эксплуатацией автомобиля в не запыленной зоне . Попытка промыть фильтрующий элемент или каким-либо другим способом очистить его не приведет к хорошему результату - фильтр останется одноразовым, перестав качественно выполнять в машине основную свою функцию. Мелкие частицы с поверхности элемента перейдут вглубь, забивая поры и увеличивая сопротивление, а качество очистки воздуха ухудшится.

Необходимость менять воздушный фильтр в авто можно отследить визуально, самостоятельно произведя его осмотр.

При наличии грязи или тополиного пуха на фильтрующем элементе его сразу следует поменять на новый, не пытаясь промыть или продуть.

Использование неоригинального фильтра

Если вы используете неоригинальный воздушный фильтр, то на вопрос касательно того, как часто надо менять этот элемент, однозначно ответить невозможно. Не подлежит сомнению лишь то, что делать это придется гораздо чаще положенных 10-15 тыс. км.

Дело в том, что производители неоригинальных расходников для автомобилей, стремясь максимально удешевить продукцию, используют однослойный фильтрующий элемент, уменьшая на нем количество гофр. При этом бумаги в нем становится в два раза меньше. Следовательно, точно сказать, через сколько километров пробега нужно менять такие не оригинальные фильтры нельзя, но как минимум это следует делать в два раза чаще обычного.

Оценивая необходимость замены, учитывайте то обстоятельство, что при поступлении в двигатель даже одного процента воздуха в обход фильтрующего элемента ресурс цилиндро-поршневой группы снижается в пять и более раз. Поэтому не допускайте эксплуатацию автомобиля с выработавшим ресурс воздушным фильтром, даже если внешне он выглядит чистым. Экономия средств здесь может привести к необходимости внепланового ремонта мотора.

Чтобы автомобиль работал эффективно, его мощность была максимальной, необходимо проводить периодически техобслуживание. В процессе этого действия выполняется несколько операций. Одной из них является Это немаловажная деталь, от которой напрямую зависит мощность автомобиля, а также потребляемое им количество топлива.

Чтобы системы машины работали как швейцарские часы, необходимо знать, . Этот процесс вполне можно произвести самостоятельно. Это позволит сэкономить на посещении специализированного центра.

Предназначение воздушного фильтра

Чтобы понять, как часто меняют воздушный фильтр двигателя , необходимо в первую очередь выяснить предназначение этой детали. Этот элемент присутствует в любой модели машины. Он препятствует попаданию пыли, грязи дорог внутрь камеры сгорания двигателя. Если бы фильтра не было, в мотор попадали бы посторонние частицы, которые мешали бы его работе.

Во время сгорания топлива потребляется кислород (ведь без него этот процесс невозможен). На 100 км пробега двигатель потребляет 12-15 м³ воздуха. Поэтому контроль состояния фильтра является крайне важным. Со временем пыль забивается внутрь него. Мотор не может при этом работать на полную мощность. Топлива потребляется больше, чем при новом фильтре.

Также воздушный фильтр помимо перечисленных функций выполняет функцию глушителя. В бензиновых двигателях он также регулирует температуру нагрева горючего.

Основные виды фильтров

Задаваясь вопросом о том, как часто надо менять воздушный фильтр двигателя , следует рассмотреть также виды этой детали. Всего существует три вида. Под капотом найти фильтр несложно. В верхней части двигателя (иногда сбоку) расположен этот элемент. Он выглядит как пластмассовый корпус темного цвета.

Существуют цилиндрические, бескаркасные или панельные фильтры. Из-за определенных особенностей эксплуатации этого элемента каждый производитель выбирает ту или иную разновидность.

Самым распространенным материалом, из которого делают подобные детали, является картон. Но во многих странах предпочтительнее считаются синтетические волокнистые материалы. Производители обязательно указывают периодичность, с которой необходимо производить замену этих элементов.

Классификация

Рассматривая, как часто меняют воздушный фильтр двигателя в машине , следует сказать, что существует несколько классификаций этих деталей. Чтобы правильно выбрать ту или иную разновидность, нужно выбрать подходящий для конкретного автомобиля вариант.

Фильтры разнятся по форме. Они могут быть плоские, квадратные, круглые и т. д. По способу выполнения фильтрации выделяются прямоточные, инерционно-масляные, а также циклонные. В зависимости от условий эксплуатации могут быть тяжелые или обычные очистители. Также фильтры разнятся по уровню своих сдерживающих возможностей. Они бывают одно- или многоступенчатыми.

Такое многообразие объясняется постоянными разработками технологов в области продления эксплуатационных характеристик автомобиля. Постоянно появляются новые взгляды на проблему обеспечения качественной очистки воздуха. Но старые модели автомобилей работают с теми версиями фильтров, которые были разработаны производителем в период выпуска транспортного средства.

Факторы необходимости замены

Изучая, как часто нужно менять воздушный фильтр двигателя , необходимо рассмотреть факторы, которые влияют на это. В некоторых случаях очистительные элементы засоряются быстрее, чем указано производителем в инструкции по эксплуатации. Это может быть связано с тяжелыми условиями эксплуатации двигателя.

В летний сезон пыль от дороги поднимается сильнее. Если автомобиль ездит по снегу, засорение воздушного фильтра происходит гораздо медленнее. Также помимо грязи из внешней среды на очиститель может попадать масло двигателя. Это также приводит к необходимости замены этого элемента мотора.

Если двигатель новый, он эксплуатируется в относительно чистых условиях, его замену необходимо выполнять гораздо реже. Для автомобилей с большим пробегом, которые ездят по пыльным дорогам, этот процесс придется производить чаще.

Существуют четкие рекомендации производителя по поводу очистителя. В инструкции приведена вся необходимая информация о том, сколько может эксплуатироваться этот элемент. Поэтому перед осуществлением обслуживания двигателя необходимо заглянуть в сопутствующую документацию и ознакомиться с изложенными там утверждениями.

Случается, очиститель за указанный в инструкции пробег не успел загрязниться. В этом случае может возникать вопрос о том, как часто меняют чистый воздушный фильтр двигателя. Однозначным ответом будет общепризнанное мнение, что в таком случае можно и дальше эксплуатировать очиститель.

Обычно у отечественных автомобилей фильтр требует замены через каждые 10 тыс. км пробега. У новых моделей машин этот показатель может увеличиваться до 20-30 тыс. км. Чем новее автомобиль, тем реже придется менять эту деталь.

Признаки необходимости замены

Если владелец транспортного средства не обратил внимания на рекомендации о том, как часто меняют воздушный фильтр двигателя автомобиля , со временем появятся характерные признаки нарушения работы двигателя. Этого допускать не стоит.

В первую очередь водитель может заметить повышенный расход горючей смеси. При загрязнении фильтра топливо внутри мотора начинает обогащаться, что приводит к недостаточной мощности работы механизма. Чтобы сгорание происходило полноценно, ему требуется достаточное количество воздуха.

Следующим признаком считается появление большого количества углекислого газа в выхлопных массах. Если при этом происходит снижение мощности работы двигателя, пора производить немедленный техосмотр. Если даже после появления таких признаков владелец авто не предпримет никаких мер по обслуживанию фильтрующих элементов, вскоре ему придется менять двигатель.

Вред старого фильтра

Опытные мастера дают советы о том, как часто меняют воздушный фильтр двигателя. Рекомендации экспертов указывают на необходимость одноразового применения этого элемента. Даже если водитель промоет очиститель, это не дает гарантии его эффективности. Даже внешне светлый фильтр, которые владелец авто получает после промывки материала, все равно остается непригодным.

Частицы, оставшиеся в структуре такого устройства, станут негативно влиять на систему электронного управления подачи воздуха внутрь камеры сгорания. При этом в первую очередь страдает расходомер. Его придется скоро поменять.

Вторично используемый фильтр вредит камере внутреннего сгорания. На поршнях, стенках гильз появляются микроскопические царапины. Затем они становятся трещинами. Со временем это может привести к поломке всего двигателя.

Как менять фильтр

Рассматривая вопрос о том, как часто можно менять воздушный фильтр двигателя , следует сказать о самой процедуре этого процесса. По мере необходимости следует обратиться в техсервис. Чтобы сэкономить средства, вполне возможно выполнить все действия своими руками. Никаких сложностей в этом нет.

Необходимо открыть капот. Фильтр обычно делают из темной пластмассы. Он находится вверху или сбоку мотора. Корпус очистителя удерживается несколькими клипсами из металла. При помощи отвертки их открывают. Фильтр легко достать из корпуса. В некоторых случаях его крепят шурупами. В таком случае их просто откручивают.

Материал фильтра обычно яркий, чтобы водители смогли самостоятельно оценить степень загрязнения. Посмотрев очиститель на свету, можно легко определить необходимость замены.

Опытные автолюбители готовы дать советы о том, как часто меняют воздушный фильтр двигателя . Они рекомендуют совмещать эту процедуру с заменой моторного масла. Как правило, это происходит раз на 10-15 км пробега. При этом удастся обслужить весь двигатель, обеспечив его долгую надежную работу.

Чтобы процедура прошла быстро, необходимо заранее ознакомиться с инструкцией производителя, понять строение двигателя. Приобретать воздушный фильтр необходимо в соответствии с маркой своего автомобиля. В продаже могут быть представлены и более современные устройства. Но перед их покупкой необходимо определить, подходят ли такие фильтры системе конкретной модели мотора.

Также эксперты советуют не экономить на приобретении подобных запчастей. Ведь от качества фильтра зависит работа всего мотора. Его ремонт или даже замена обойдутся очень дорого.

Еще несколько особенностей

В вопросе о том, как часто меняют воздушный фильтр двигателя , есть еще несколько тонкостей. В зависимости от типа мотора существуют некоторые рекомендации о периодичности этого процесса. Если двигатель новый, не эксплуатируется в тяжелых условиях, то замену масла проводят чаще, чем воздушного фильтра. Очиститель ставят новый через раз, когда производится заливка смазочных материалов.

Дизельные двигатели с турбонаддувом требуют более серьезного отношения к подобной процедуре. Особенности эксплуатации таких механизмов требуют сокращения продолжительности эксплуатации воздушного фильтра. У дизельных двигателей, машин с масла и фильтра производится каждый раз в процессе техобслуживания.

Стоимость ремонта или приобретения нового мотора сегодня очень велика. Поэтому лучше вовремя менять воздушный фильтр, выполнять сервисное обслуживание регулярно. Стоимость такой процедуры несравнима с возможными убытками, которые наносит выход из строя двигатель машины.