Дорожный налог в цене бензина. Включение транспортного налога в топливо. Влияние акциза на стоимость бензина

Уже много лет депутаты выдвигают проекты о том, чтобы включить транспортный налог в стоимость бензина. Насколько это справедливо, как будет действовать и что будет с самим налогом – разберем детально.

Транспортный налог и акцизы

Ожидалось, что будет учтен транспортный налог в бензине с 2017 года, а ранее и с 2015 года. Но пока о внедрении говорить рановато. Приостановка закона вызвана и ростом цен и нестабильной экономической ситуацией. Самое большое опасение вызвано возможностью удорожания обычных потребительских товаров, ведь поставщики свои новые затраты включат, несомненно, в их стоимость. Все это может пошатнуть, начавшую уже стабилизироваться экономику.


Предпосылки включения налога в стоимость бензина

Предпосылки для включения транспортного налога в цену бензина вполне обоснованные:

  • Автовладельцы, которые не используют свои ТС, а соответственно не портят дороги и не загрязняют природу, не будут зря платить налог (касается тех, у кого авто месяцами стоит в гараже).
  • С целью снизить расходы, водители и компании будут приобретать более экономичные или даже экологичные классы машин.
  • Отмена налога привнесет высвобождение персонала, занятого его назначением, контролем, просчетом.
  • Заботы по уплате налогов (учет) лягут на плечи собственников бензозаправок.

Не стоит забывать, что каждый регион самостоятельно назначает критерии взимания сбора. Сегодня во многих действует освобождение, если автомобиль не достигает лимита по мощности (обычно, до 100 л.с.).

Граждане пересаживаются на маломощные ТС, и государство недополучает поборы. Например, сегодня в Москве более половины автовладельцев по этому правилу освобождены от уплат.

Если же будет транспортный налог включен в стоимость бензина, то все «действующие» водители его автоматически выплатят при покупке топлива.

Текущий порядок начисления транспортного налога

Сегодня действует такой порядок поборов на использование ТС:

  • ФНС получает информацию о собственниках авто в регионе.
  • Формирует сумму налога согласно мощности.
  • Адресно высылает квитанцию с ее указанием.
  • Владелец оплачивает побор.

Для юридических лиц порядок несколько иной. Они заполняют декларацию, отмечая типы имеющихся на балансе ТС, и сами высчитывают размеры перечислений.

Главный недостаток, что автолюбители, которые пару раз в год используют свое ТС, вынуждены платить на общих основаниях. Если же будет транспортный налог в бензине, то это всех уровняет: каждый будет оплачивать столько, сколько по факту ездит.

Сегодня ставки весьма различны по регионам. Кроме того, многие предполагают льготы для маломощных машин. Считается, что бюджет за счет этих «местных» поправок недополучает почти половину ожидаемых налогов.

Влияние акциза на стоимость бензина

Действующий порядок налогообложения ТС уже порядком устарел. Практика европейских стран и Америки показала, что экономически целесообразнее, если транспортный налог входит в стоимость бензина, а как отдельная категория налогообложения не действует.


Если все же транспортный налог и акцизы на бензин объединят, изменения коснутся таких пунктов:

  • Увеличение стоимости топлива на 3-5%. По наиболее неблагоприятным прогнозам – на 13%.
  • Льготы для специальных категорий водителей будут сохранены.
  • Оплату налога будут указывать в декларациях, отчитываться по нему и контролировать соблюдение норм собственники бензозаправок.

Таким образом, налоговики будут контролировать не огромное количество частников, имеющих авто, а только компании, которые осуществляют продажу топлива.

Выводы

Пока транспортный налог в бензин не включен, но экономическая выгода от этого мероприятия весьма велика, чтобы просто отложить проект в сторону. Потому, в любом случае, в скором времени это станет реальностью.

Сколько переплачивают автомобилисты?

Автовладельцы часто жалуются на то, что они много платят государству в виде транспортного налога, акцизов на топливо, таможенных пошлин на иномарки, теперь еще и утилизационный сбор , а получают взамен немного: дорог мало, да и те, что есть - плохого качества..

Для расчета возьмем литр наиболее ходового бензина Аи-95 (Евро-5) и выясним, какую часть от его стоимости составляют акцизы и налоги, а какую само топливо. Средняя цена данного бензина в Москве около 33 рублей за литр.

НДС (налог на добавленную стоимость) - составляет 18% от конечной цены товара, то есть 6 рублей с литра бензина.

Топливный акциз - это 5100 рублей за тонну бензина Евро 5 (данные за 2013 год, с каждым годом акциз будет увеличиваться). Средняя плотность топлива 0.7 кг/л. Таким образом, одна тонна бензина - это 1400 литров. При делении 5100 на 1400 получается 4 рубля акцизов на литр топлива. Однако чем ниже класс бензина, тем выше акциз. Это сделано специально, дабы автомобилисты покупали топливо более высокого качества.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - самый сложный в вычислении налог. Его берут с добытой нефти, а не с полученного бензина (470 рублей за тонну умноженный на коэффициент, зависящий от текущей цены на нефть). Федерация автовладельцев России долго вычисляла его долю в стоимости топлива уже на заправке и получила 4 рубля в литре. На самом деле, НДПИ для некоторых сложных месторождений понижен или обнулен, чтобы на них было рентабельно вести добычу. Но будем считать НДПИ по максимуму, то есть по 4 рубля за литр бензина.

И вот, что получается:

58% от цены за литр бензина - это стоимость самого топлива, а 42% - это налоги.

Кажется, что 42% - это очень много и можно все дороги отремонтировать и понастроить много новых. Так ли это?

Из трех налогов чисто транспортный только один - это акциз. НДС и НДПИ являются федеральными налогами и зачисляются в соответствующий бюджет. Именно на эти деньги содержится армия, полиция, образование, медицина, наука и много чего еще. Одного подоходного налога, который мы платим, совсем не достаточно, чтобы наполнить бюджет нашей необъятной Родины. Поэтому НДС изымается со всех товаров и услуг, а не только с бензина. Аналогично и НДПИ. Он заложен и в стоимости газа, который горит в плите на кухне, и в стоимости топочного мазута из которого вырабатывается тепло и электричество для домов. Конечно, НДС и НДПИ можно отменить, но тогда придется значительно увеличить подоходный налог, чтобы государство хоть как-то сводило концы с концами.

В результате, дорожный фонд наполняется всего из трех источников: акцизы на топливо, транспортный налог и трансферты из других доходных частей бюджета, никак не связанных с транспортом. Вот как выглядит его финансирование в Москве.

Автомобилисты оплачивают лишь третью часть от всех затрат на содержание, ремонт и строительство дорог в Москве.

Причем, транспортный налог приносит бюджету заметно меньше, чем акцизы на топливо. Разделив 15.5 миллиардов рублей транспортного налога, полученного в 2013 году на 4.5 миллиона легковых автомобилей, получим, что каждый автомобилист платит всего около 3450 рублей в год. А реально еще меньше, ведь тут не учтен грузовой транспорт и автобусы. Также можно посчитать и сколько среднестатистический автомобилист платит акцизов на топливо. Делим 24 млрд. рублей на 4.5 миллиона машин и получаем 5340 рублей в год.

В среднем автовладелец платит менее девяти тысяч рублей транспортных сборов.

Всего же московские водители отдают на содержание дорожной сети столицы около 40 миллиардов рублей. А Москва тратит более 120 миллиардов (в эту стоимость включен и ремонт старых и строительство новых дорог). То есть 80 миллиардов рублей вливаются дополнительно.

Если учесть все налоги, уплаченные за топливо (акциз, НДС и НДПИ, всего 10 рублей с литра бензина), автомобилисты заплатят не 24, а 86 млрд. рублей. Но даже прибавив к ним транспортный налог (15.5 млрд.), дорожному фонду все равно буде не хватать более 20 миллиардов рублей в год, однако, это уже не такой большой дефицит (всего 18%).

Однако в Москве сейчас развернулась самая большая дорожная стройка за последние лет 40, поэтому неудивительно, что дорожный бюджет так вырос. При обычных обстоятельствах и отсутствии необходимости таких масштабных работ, дефицита вообще бы не было.

Но правильно ли считать дополнительные налоги (НДС и НДПИ) расходами автомобилистов?

С одной стороны да, ведь именно с нас его и берут. Более того, многие водители благодаря наличию автомобиля могут производить больше добавочного продукта, и, следовательно, больше платить налогов (в том числе уже свои кровные 13%). Но есть и противоположное мнение (учитывается только топливный акциз). Кстати, стоит помнить, что автовладельцы - это не единственная категория людей, которая платит больше за свои потребности, яркий пример - продажа алкоголя. На акцизах с продажи водки держатся многие социальные программы.

Для сравнения затрат автомобилистов и расходов на обслуживание общественного транспорта, вскоре сайт опубликует отдельный материал.

«Транспортный налог включен в стоимость бензина » - подобное утверждение последнее время можно часто услышать от рядового автовладельца. На данный момент это неверно, хотя законодательные проекты по этому поводу появляются и обсуждаются регулярно.

Что участвует в формировании цены топлива

Если обратиться к положениям гл. 28 НК РФ, то найти какую-либо тесную связь между размером транспортного налога и стоимостью топлива не удастся. Почему же обсуждения данного вопроса среди населения не прекращаются?

Дело в том, что среди представителей правящей элиты уже который год идут дебаты о необходимости преобразования транспортного налога в новый вид акциза на бензин либо иной вид сбора, который участвовал бы в формировании цены топлива. При этом от инициаторов ускользает тот факт, что акциз на горюче-смазочные материалы существует уже довольно давно и его увеличение вряд ли понравится налогоплательщикам.

В качестве оправдания предлагаемой меры служит следующая теория. Автовладельцы не всегда круглогодично пользуются машиной. Так почему они должны платить транспортный налог за период, когда никуда не ездят? Если включить дополнительный сбор в стоимость топлива, то он будет уплачиваться только тогда, когда водитель заправляет автомобиль, а следовательно, использует его по прямому назначению. Зимой же или в иной период, когда часть транспортных средств простаивает в гаражах и топливо не закупается, выплаты налога производиться не будут.

По мнению сторонников приведенного подхода, подтверждением их правоты будут следующие результаты:

    уменьшение налоговой нагрузки на тех, кто мало пользуется автомобилем;

    пропорциональное увеличение бремени платежей у интенсивно использующих личный транспорт граждан;

    включение в подобный налог компенсирующей составляющей для возмещения вреда, наносимого окружающей среде при эксплуатации машин.

Предполагаемые результаты позволят, с одной стороны, сделать более справедливой систему налогообложения и повысить процент собираемости платежей. Кроме того, отпадет необходимость во внедрении так называемого экологического сбора, о возможности применения которого также ведутся продолжительные дискуссии.

Вероятность изменения порядка ценообразования на бензин в ближайшей перспективе

Правительство на данный момент не планирует переход от транспортного налога к дополнительным акцизам. Причин тому несколько. Большую часть из них озвучивает Минфин России:

    трудности с контролем за новыми платежами и трудоемкость проверки отчетности;

    возможный, ничем не подкрепленный всплеск цен на бензин.

С подобными выводами сложно не согласиться. Однако сторонники изменений в Госдуме предлагают возможные пути решения проблем и склонны продолжать обсуждения. В плане обеспечения контроля они ссылаются на возможность применения цифровых методов передачи отчетности, упрощающих процедуру проверки. Тем более что примеров успешного внедрения подобных способов все больше.

Общие правила применения акцизов

Акцизы на топливо уже давно применяются как самостоятельный вид налогов, включаемых в цену товара. В связи с этим нетрудно понять, что автовладельцы компенсируют уплаченный налог продавцам бензина при его покупке.

Рассматривая положения п. 3 ст. 204 НК РФ, нужно обратить внимание на обязанность производителей топлива уплачивать акцизы до 25-го числа месяца, следующего за последним днем налогового периода.

Объектом обложения в данном случае выступают:

    бензин для автомобилей;

    моторные масла для всех типов двигателей;

    прямогонный бензин;

    дизельное топливо.

Тарифы акцизного платежа устанавливаются применительно к 1 тонне нефтепродуктов. На основании п. 2 ст. 195 НК РФ, а также указаний Минфина России начисление соответствующих сумм к уплате происходит в день отгрузки товара.

При переработке стороннего сырья на давальческой основе, полученного от контрагентов, не имеющих разрешительных документов на проведение соответствующих видов работ, обязанность по начислению и уплате налога также возлагается на переработчика. При этом не играет роли, на каком специальном налоговом режиме находится компания. Она все равно должна уплачивать акцизные сборы.

Акцизы ложатся на плечи автолюбителей?

Хотя применение вычетов по акцизам предусмотрено в ст. 200 НК РФ, это право не распространяется на компании, занимающиеся розничной продажей готового бензина и владеющие заправочными станциями. В данном случае можно провести параллель с НДС, который, в отличие от акцизов, может быть принят к вычету всеми компаниями без исключения при соблюдении определенных условий.

Перерабатывающие комплексы, в отличие от сегмента розничной торговли, имеют соответствующие разрешительные документы для работы с нефтепродуктами, в связи с чем могут применять вычеты без ограничений.

Если говорить о заправочных станциях, то они не относятся к плательщикам акцизов по положениям ст. 179, 200 НК РФ и право на вычет на них не распространяется. Соблюдая положения п. 1 ст. 199 НК РФ, они включают уплаченный налог в цену товара. Получается, что эти платежи приводят к некоторому удорожанию топлива для конечного потребителя, так как он, помимо покупной стоимости и наценки, должен компенсировать розничной сети уплаченный нефтепереработчикам акциз.

Исходя из этого, следует, что автолюбители уже сейчас платят акциз пропорционально количеству использованного топлива, то есть уже делают то, что планируют ввести законотворцы. Получается, что ничего нового, в сущности, не предлагается.

ВАЖНО! В случае принятия предполагаемых изменений по включению транспортного налога в стоимость бензина и введению соответствующего нового акциза, возникает необходимость в раздельном учете топлива, реализуемого предприятиям и гражданам. В этом случае логичным будет применение обособленного платежа (акциза, налога с продаж), распространяющегося исключительно на физических лиц.

***

Хотя в данный момент каких-либо изменений в порядке уплаты транспортного налога не предвидится, предложения по его замене циркулируют в Госдуме регулярно. Обретут ли эти предложения силу закона, сказать пока сложно.

В любом случае у данных инициатив есть как положительные, так и в немалой степени отрицательные стороны. В частности, сложность администрирования и существенное удорожание конечного продукта могут свести на нет ожидаемое повышение эффективности сбора от перераспределения налоговой нагрузки для потребителей, использующих транспорт с разной степенью интенсивности.

Остается следить за изменениями законодательства и ждать возможных решений данного вопроса.

Транспортный налог включен в стоимость бензина или нет? На данный момент в российском законодательстве нет положений, официально закрепляющих учет сумм транспортного налога в стоимости топлива. Однако соответствующие инициативы активно обсуждаются: рассмотрим их сущность.

Акцизы на бензин: текущая схема

Выше мы отметили, что акцизы на бензин — действующая юридическая категория. Рассмотрим ее сущность подробнее.

Важный момент, на который следует обратить внимание: российские автовладельцы уже сейчас фактически компенсируют продавцам топлива действующие акцизы на бензин.

Дело в том, что производитель подакцизных нефтепродуктов, реализовав покупателю топливо, должен до 25-го числа месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом, перечислить сумму акциза в бюджет (п. 3 ст. 204 НК РФ).

Нефтепродукты, относящиеся к подакцизным:

  • автомобильный бензин;
  • моторные масла (для двигателей дизельного, карбюраторного типа);
  • прямогонный бензин;
  • дизельное топливо.

Исчисление акциза осуществляется в привязке к 1 тонне нефтепродукта. Акциз начисляется на топливо, как правило, в день отгрузки покупателю (п. 2 ст. 195 НК РФ, письмо Минфина РФ от 14.01.2010 № 03-07-06/03).

Плательщиками акцизов на бензин и иные нефтепродукты из указанного перечня являются юрлица и ИП, которые реализуют произведенные ими подакцизные товары.

В случае если топливо изготовлено из давальческого сырья и передано организации либо физлицу, не имеющему свидетельства на выпуск нефтепродуктов, акцизные сборы должны перечисляться в бюджет переработчиком сырья.

Акцизы на бензин также платят юрлица и ИП на ЕНВД. На данный момент ЕНВД не заменяет платежных обязательств, о которых идет речь.

Как влияет класс бензина на ставку акциза, узнайте .

Включен ли акциз в стоимость бензина при продаже конечному потребителю

В положениях ст. 200 НК РФ установлены налоговые вычеты по акцизам на бензин. Но их не могут применять плательщики (в Налоговом кодексе нет на то соответствующих оснований), которые осуществляют продажу бензина конечным потребителям — к таковым относится большинство топливных компаний, владеющих заправками. В этом можно проследить отличие акциза на топливо от НДС, по которому вычеты АЗС применять могут так же, как и другие розничные виды бизнеса.

Подробнее о вычетах, установленных для плательщиков НДС, читайте в статье .

Нефтеперерабатывающие заводы, имеющие свидетельства на операции с нефтепродуктами, вправе использовать вычет. Что касается АЗС, то воспользоваться вычетом по акцизам они не могут, так как вычеты могут применить только налогоплательщики акцизов, к которым АЗС, занимающиеся перепродажей подакцизных товаров, не относятся (см. ст. 179, 200 НК РФ, письмо Минфина России от 20.04.2015 № 03-07-06/22469). Акцизы на бензин, моторные масла, дизельное топливо, предъявленные производителем, АЗС включает в стоимость этих товаров (п. 1 ст. 199 НК РФ). Таким образом, в стоимость ГСМ, реализуемых конечному потребителю, включены акцизы, которые АЗС уплатила производителю.

Поэтому уже сейчас автолюбители фактически платят акцизы в размере, пропорциональном расходованию топлива. В этом смысле сложно обнаружить в рассмотренной нами выше законотворческой инициативе принципиальную новизну.

Если инициатива по видоизменению транспортного налога, о которой мы сказали в начале статьи, будет реализована (то есть соответствующий налог для физлиц будет заменен акцизом), то можно предположить, что необходимость в дополнительном администрировании акцизов возникнет в целях раздельного учета объемов топлива, реализуемого физлицам и юрлицам, возможно, как результат появления новой разновидности акциза или налога с продаж, установленного только для физлиц.

Итоги

На сегодняшний день транспортный налог в стоимость бензина не включен, хотя депутаты Госдумы неоднократно выходили с такой инициативой. Предлагаемая депутатами замена транспортного налога акцизами, по их мнению, позволила бы одновременно компенсировать и наносимый дорогам ущерб, и вред экологии от сгорания топлива, так как оплата бензина производится пропорционально его расходованию.

Законодатели занимаются поисками альтернативных способов взимания с владельцев транспорта ущерба, наносимого дорогам (например, путем введения экологического налога).

Правительство решило кардинально пересмотреть уплату сбора за транспортные средства и привязать его не к значению мощности транспорта в лошадиных силах, но к топливу им потребляемому, включив размер сбора в оплату бензина.

Многие европейские страны, а также североамериканский принцип налогообложения показывают интересный пример в плане данных отношений между гражданами и государством. В данной статье рассмотрим саму возможность включения транспортного сбора в цену на бензин и некоторые другие вопросы, которые могут возникнуть по данному направлению.

Прежде чем непосредственно обсуждать кардинальную замену транспортного налога, необходимо освежить память в плане обстановки сегодняшнего дня. Налог на транспортные средства отдан на контроль региональным властям, которые и определяют размеры сбора, льготы по нему и возможность их предоставления.

В большинстве географических подразделений страны от налога на транспорт освобождаются следующие категории:

  • средства с мощностью двигателей менее ста лошадиных сил;
  • транспортные средства, относящиеся к специализированному оборудованию;
  • лодки без двигателей на весельном ходу;
  • средства, принадлежащие инвалидам и людям с ограниченными возможностями.

Что касается ставки по сбору – ограничение, введенное правительством равно двумстам рублям, которые уплачиваются за единицу мощности двигателя. Местными законодательными органами может быть, как уменьшено, так и увеличено данное значение по своему усмотрению, исходя из различных факторов. Если для наземного транспорта основополагающим значением выступает мощность двигателя, то для транспорта водного здесь выступает – тоннаж.

Несколько лет назад законодатели выступили с предложением учитывать год производства транспортного средства и его отношение к экологии. И тот, и другой фактор существенно увеличивают коэффициенты, влияющие на оконечное значение налога.

Для физических лиц сумму транспортного налога рассчитывает местное налоговое управление, после чего ежегодное уведомление об уплате отправляется на адрес проживания владельца. Любой владелец транспортного средства может оспорить начисленное значение сбора, представив доказательства и необходимые документы.

Включение транспортного налога в стоимость топлива

Первые разговоры о данном переосмыслении налога на транспорт ходили еще в начале 2010 года. Тогда за образец предлагалось взять европейскую систему сбора налогов с транспортных средств.

Основополагающим фактором перехода на такую систему выказывалось то, что платить будут лишь те граждане, что непосредственно используют транспортное средство. Те же, у кого автомобили или иные средства стоят в гаражах, на стоянках и не участвуют в общем «транспортном коллапсе» – от уплаты освобождаются.

Что касается простоты учета для налоговых служб – тут тоже есть несомненные плюсы, ведь вместо отслеживания миллионов автовладельцев и потенциальных налогоплательщиков, необходимо будет вести учет отношений с организациями, непосредственно обслуживающими топливораздаточные точки.

Как только налог включается в стоимость топлива – тут же продавец обязывается выплачивать налог вместо автовладельца. Гражданин освобождается от ежегодной обязанности вести отношения с налоговой службой, а организация, торгующая топливом, и так перечисляет некие налоги, так что одним больше – сложности в налоговых отношениях это не прибавит.

Конечно, такая перемена политики исчисления транспортного налога увеличит стоимость бензина в среднем на сумму от тридцати до пятидесяти копеек за один литр, но положительных моментов все равно больше:

  • Чем меньше используется транспортное средство, тем меньше денег придется за него платить.
  • Льготы по транспортному налогу отменяться не будут. Люди, которые платили меньшие сборы или были вовсе освобождены от уплаты, получат значительные скидки на приобретаемое топливо.
  • Уменьшение учета налогов приведет к сокращению штата соответствующих служб, что в свою очередь сократит расходы бюджета страны, который пополняется за счет налогоплательщиков.
  • На сегодняшний день транспортный налог собирается по всей стране в сумме, не превышающей пятидесятипроцентные прогнозы. Если же оплата будет включена в стоимость топлива – сборы будут уплачиваться в любом случае посредством оплаты непосредственно бензина.

Предварительное значение ставки по топливному сбору будет не более трех процентов от стоимости литра топлива. Для местных властей будет включена возможность увеличения этого значения до пяти процентов.

Минусом повышения стоимости бензина выступает и возможность увеличения цен на продукты нефтяного производства в целом, что повлечет повышение ценовых категорий зависящих от нефтеперерабатывающей промышленности сфер.

Но законодатели, предлагающие данное направление развития уповают на социальную справедливость и экономическую целесообразность проекта.

При всех положительных сторонах данного начинания замена транспортного налога сбором за топливо пока еще находится на стадии начинания. Не упускают из вида представители власти и то, что при непрекращающихся кризисных скачках увеличение цен на бензин и топливо в целом повлекут неконтролируемые скачки цен на прочие товары общего потребления.

Законопроект, уже внесенный на рассмотрение, пока не проходит основных инстанций и, что называется, «лежит на полке» в ожидании лучшего момента принятия и внедрения новой системы отношений с владельцами транспортных средств.

Еще одним моментом внедрения таковой системы сбора налогов за транспортные средства, включенных в стоимость топлива, было желание побудить владельцев транспортных средств обновить парк техники. Приобретение нового транспорта, соответствующего экологическим нормам и имеющим меньшие показатели расхода бензина, было не самой последней целью законодателей.

Подводя некий итог данной статье, можно смело сказать, что опыт зарубежных коллег может быть хорошей подоплекой к замене транспортного налога топливным сбором. Однако необходимо брать в расчет не только опыт коллег, но и учитывать современные реалии регионов и даже центра.

Замена налога на транспорт сборами, включенными в стоимость бензина, имеет как свои неоспоримые плюсы, так и заметные минусы, из-за которых данная инновация пока не внедрена в отношения между автовладельцами и налоговыми службами.

Дорожный налог в топливо